К концу XVI века Печёрский монастырь изрядно разбогател. Прирос владениями, украсился каменными церквями. Стоять бы ему да стоять, но вмешались силы природы. Опасное это дело – строиться под крутым склоном, разъедаемым родниками.
Катастрофа
18 июня 1597 года «нача гора осыпатися». От крутого склона откололся кусок и пошел вниз. Проще говоря, случился оползень. Для монастыря он стал настоящей катастрофой:
«…от горы оползиною храм каменный Вознесения Христова разрушило до основания… каменная колокольня с колоколами свалилась на землю и разсыпалась, теплый храм Пресвятой Богородицы разшатало на сторону и опустило в землю близ окошек олтарных».
Оползень был мощный. Часть его языка вышла в Волгу и подняла волну, которая вышвырнула на берег стоявшие у берега суда.
Впрочем, не всё так плохо. Во-первых, удалось избежать человеческих жертв. Во-вторых, была спасена большая часть церковного имущества.
Дело в том, что оползень произошел не внезапно. Приблизительно за неделю до катастрофы люди обнаружили намечающийся по горе разлом. Архимандрит немедленно принял меры по эвакуации людей и имущества.
Впрочем, это по-нашему так просто и грубо звучит – эвакуация. Братия из монастыря вышла торжественно, с иконами, творя молебное пение.
Старопечёрский храм Преображения Господня
Нет худа без добра. По крайней мере, для людей верующих. Оползень обнажил ряд древних печёр (пещер). В них в свое время хоронили умерших иноков.
В одной из пещер, не такой уж и древней – всего-то тридцатилетней давности, после обвала обнаружили нетленные останки монаха Иоасафа. Мощи признали святыми, поместили в гробницу и через год соорудили над ней деревянный храм в честь Преображения Господня.
К тому времени братия обосновывалась на новом месте. Храм же возвели приблизительно на площадке старого монастыря.
Стоит на сем месте храм Преображения по сей день. Разумеется, не тот, первоначальный деревянный. Он и гнил естественным образом, и горел в пожарах. Окончательно храм погорел в 1782 году.
После этого бедствия настоятель Печёрского монастыря исходатайствовал позволение на возведение каменной церкви. Между прочим, разрешение из Синода пришло с 500 рублями, жалованными императрицей.
Проект – типичный «корабль» XVIII века. Автор проекта – губернский архитектор Яков Ананьин. Строили довольно долго. В основном закончили к 1794 году, иконостас был выполнен к 1798 году.
Именно эта церковь и стоит сегодня в Старо-Печёрской слободе. Между прочим, вокруг нее еще сохраняются деревянные бревенчатые домики (разумеется, XX века постройки), которые в чем-то добавляют виду храма древности.
Старопечёрская церковь была одной из трех горьковских церквей, служба в которых почти не прерывалась в годы советской власти. Потому и сохранилась в первозданном виде.
Кстати, и мощи святого Иоасафа до сих пор хранятся в каменном подклете под церковью. Можно зайти и приложиться ко гробу, если есть желание.
Возрождение
Как бы ни велика была катастрофа, а Печёрский монастырь с ней не погиб. Архимандрит Трифон добился встречи с царем Федором Иоанновичем. И тот дал позволение возродить монастырь на новом месте, на версту выше по течению Волги, то есть чуть ближе к городу. Дал царь и средства на строительство.
Кстати, вовремя. В 1598 году Федор Иоаннович скончался. На престол взошел Борис Годунов, а вскоре подкатили события Смуты. Кое-кому это дало основание говорить, что катастрофа. Постигшая монастырь, как бы предрекала беды, обрушившиеся позже на Россию.
Предрекала или нет – вопрос спорный, а вот сойди оползень десятком лет позже, тут уж со всеми этими Лжедмитриями, поляками, казаками и вообще было бы не до строительства монастыря.
В первое время постройки возводились деревянные. На каменные нужны средства и силы. А их нужно подкопить. Бедствия Смуты никак не способствовали накоплению богатств. Тем более, что монастырь вместе со всей землей должен был жертвовать на ополчение.
Монастырь по-прежнему почитался довольно высоко. Печёрский архимандрит присутствовал при важнейших государственных событиях – избрание Бориса Годунова на царство, избрание Михаила Романова. Входил архимандрит и в состав делегации нижегородцев к Дмитрию Пожарскому.
Сохранилась опись монастырской недвижимости в Писцовой книге 1621-622 годов. Согласно ей, единственным храмом был деревянный собор Вознесения Господня. Вокруг него шла обходная галерея на столбах. На въезде стояли деревянные же святые ворота. Рубленная деревянная колокольня. Кельи, хозяйственные постройки – всё из дерева.
Пора было вновь отстраиваться в камне. И вот в первой половине XVII века формируется тот самый уникальный ансамбль, который можно увидеть и сегодня. Посмотрим на него в следующей части.
Продолжение:
-------------
Все публикации рубрики "История Нижнего Новгорода":
Все публикации рубрики "Монастыри России":