С каждым годом объемы просроченных продуктов питания в магазинах страны становятся все больше. НИУ ВШЭ провели исследование, согласно которому в России доля пищевых отходов составляет 17 миллионов тонн в год, а стоимость этих продуктов оценивается в 1,6 триллиона рублей (iq.hse.ru). Многие видели и ужасные ролики в социальных сетях о том, как пенсионеры и нуждающиеся люди ждут у помойки рядом с супермаркетом, когда туда выбросят продукты с истекшим сроком годности. В исследовании Росстата приводится цифра в 19,6 миллиона человек - число малоимущих страны, а это 13,5% граждан (https://rosstat.gov.ru). Увы, но такова действительность. Тонны нереализованных продуктов питания в мусорных контейнерах - порождение текущей экономической модели. Так каким же образом торговые сети пытаются предотвратить порчу еды? Ведь в любом магазине остатки скапливаются сотнями килограммов.
Товары по акции вместо утилизации
В самом деле, зачем выбрасывать продукты на помойку, когда их еще можно продать? Пусть без максимальной наценки и с небольшим плюсом. Но хотя бы есть возможность вернуть вложенные деньги. По словам председателя Объединения потребителей России Наталии Старостиной, так торгуют 95% магазинов (https://ria.ru).
Товары с истекающим сроком годности, поврежденной упаковкой и излишки магазины выставляют на продажу с дисконтом. Это позволяет не только сохранить продукты, которые в противном случае были бы выброшены на помойку, но и экономить деньги покупателям. Кроме того, такая практика помогает магазинам привлечь новых клиентов и укрепить свою репутацию, показав заботу о социально незащищенных гражданах.
Полуфабрикаты - вторая жизнь для еды
Для крупных игроков российского ритейла есть еще один способ, чтобы избавиться от товаров с истекающим сроком хранения. Некоторые продукты магазины используют в собственных цехах по производству готовой пищи. Например, мясо за несколько дней до окончания срока пускают в производство кулинарных изделий, о чём заявил руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин (https://www.vedomosti.ru).
Подобная практика помогает не только эффективнее контролировать товарные остатки, но и выгодна как покупателям, так и торговым сетям, которые увеличивают ассортимент на прилавках магазинов.
“Кулинария сама по себе дело рентабельное, а если есть возможность таким образом еще и управлять товарными остатками - выгодна магазинам вдвойне”.
Руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин (non-profit-organization)
Комбикорм для животных
А как же быть с теми продуктами, за сроком годности которых не проследили соответствующим образом и они уже считаются испорченными. По словам менеджера одного из магазинов “Пятерочка” в Подмосковье, Светланы Гончаровой*, продукты с истекшим сроком передают местным фермерам на корм животных. Девушка ежедневно проводит ревизию на полках своего магазина. За два часа работы она собрала просрочки наполовину тележки. В перечень передаваемых продуктов входят молочные изделия, хлеб и полуфабрикаты. Испорченное передается по договору на платной основе. Многие магазины осуществляют поставки сразу двум-трем таким фермерам, а те забирают продукты самостоятельно.
Метод оказался эффективным, поскольку торговые сети таким способом максимально снижают свои финансовые потери, связанные с дальнейшей утилизацией. Вдобавок, подобная схема минимизирует вред состоянию окружающей среды, а это делает отечественный ритейл экологически ответственным.
Имя сотрудника магазина “Пятерочка” изменено
Накормить людей
В последнее время наметилась еще одна интересная тенденция. Крупные игроки отечественного ритейла стали передавать продукты в благотворительные организации для последующего распределения среди нуждающихся.
Например, в июле 2022 года на базе дарксторов “Магнит” сначала в Москве, а затем в Санкт-Петербурге был запущен проект безвозмездной передачи продуктов с истекающим сроком годности незащищенным слоям населения (одиноким пенсионерам, многодетным семьям и другим) (new-retail.ru). Сотрудники складов розничной сети ежедневно отбирают качественную продукцию, которую не успевают продать в срок, сортируют ее по категориям и передают благотворительным организациям. Всего в обороте участвует до 300 наименований товаров, исключая продукты животного происхождения. Все товары проходят двойной контроль качества: как со стороны сотрудников дарксторов, так и со стороны благотворительных организаций. После тщательного отбора товары доставляются нуждающимся день в день.
X5 Retail Group в июле 2022 года пилотный проект по передаче хлебобулочной продукции нуждающимся, срок годности которых истекает в течение 1-2 дней (ww.x5.ru). Программа запущена в некоторых магазинах Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Екатеринбурга, Рязани и Томска. Каждый магазин передает до 180 килограммов хлебобулочных изделий в месяц.
В 70 процентах случаев в перечень передаваемых на благотворительность товаров входят продукты с истекающим сроком годности. Повреждение упаковки и неправильная маркировка - две другие причины. Вдобавок, таким способом супермаркеты избавляются от продукции с упавшим на нее спросом. При этом продукты качественные, готовы к использованию и имеют сертификацию.
Такой подход в последнее время популярен в странах Западной Европы и Северной Америки и считается самым цивилизованным. Россия - не исключение, практика передачи еды на благотворительность набирает обороты и у нас.
Выход есть
Действительно, производители и ритейлеры тратят огромные ресурсы сначала на производство и закупку продуктов, а затем ищут способы избавиться от их излишков. Это не только приводит к колоссальным убыткам, связанным с переработкой и утилизацией испорченных товаров, но и имеет моральную составляющую. В нашей стране, где 20 миллионов граждан живут в нищете, выбрасывать на помойку то, что можно было бы использовать, является кощунством.
По оценке рабочей группы рынка FoodNet Национальной технологической инициативы, 45% уничтожаемых в России продуктов питания - это овощи и фрукты, 30% - продукция ультрафреш (мясо, рыба), 25% - торты, молочная гастрономия, мясные деликатесы, колбасы, бакалея.
www.agroinvestor.ru
Почему бы не разработать систему более разумного распределения продуктов среди всех членов общества? Тем более, что она уже существует в таких странах Западной Европы как Великобритания, Германия, Австрия и Швейцария.
Подписывайся на канал и до новых встреч!