«У Кендис Берген «сказочное» начало творческой биографии: ее «раскопали» в Пенсильванском университете фоторепортеры и сделали из нее девушку для журнальных обложек. Поразительно красивая внешность открыла дорогу в кино…»
Читаем фрагменты старой статьи киноведа Ромила Соболева (1926-1991), опубликованной в 1974 году:
«У Кендис Берген «сказочное» начало творческой биографии: ее «раскопали» в Пенсильванском университете фоторепортеры и сделали из нее девушку для журнальных обложек.
Поразительно красивая внешность открыла дорогу в кино: в 1967 году, когда Кендис не было двадцати лет, Сидней Люмет снимает ее в картине «Группа».
Предложения сниматься сыплются как из рога изобилия; к концу 1968 года на счету уже пять фильмов.
Режиссеры, снимающие ее,— Сидней Люмет, Роберт Уайз, Клод Лелюш, Михаил Какоянис — имеют мировую известность и репутацию новаторов.
Хотя сыгранные роли были маленькими, зрители мгновенно приметили и запомнили актрису.
Журнал «Мак-Коллс» приветствовал это Восхождение чуть иронично и недоуменно: «...она красива, как Грейс Келли, холодна, как Джули Кристи, надменна, как Лаурел Бэккел, аристократична, как Кэтрин Хепбёрн, интеллигентна, как Одри Хепбёрн, подвижна, как Натали Вуд».
Все данные, казалось бы, чтобы стать голливудской «богиней», занять пустующие троны или Мерилин Монро, или Джин Харлоу, или Авы Гарднер.
И, наверное, это бы произошло, будь перед нами другой человек.
К счастью для американского кино, Кендис не только невероятно красива, но и необычайно умна. Достигнув славы, без конца снимаясь, она продолжала учебу, решив во что бы то ни стало окончить университет.
В своем хобби — фотографировании— она достигла таких успехов, что иллюстрированные журналы, требования которых чрезвычайно высоки, берут ее фотографии жанровых сценок.
Наконец, она известна как одаренная писательница — одна из ее одноактных пьес помещена в сборнике «Лучшие короткие пьесы 1968 года».
Очевидно, все это помешало голливудским дельцам сделать ставку на такую странную «звезду».
Титул «девушки, с которой приятно посидеть в камере», вряд ли когда достанется Кендис, поскольку она типичная интеллектуалка, а не «кошечка», как Натали Вуд.
С Кендис далеко не каждому приятно даже просто беседовать: начитанная, эрудированная, имеющая на все собственные мнения и умеющая их отстаивать, она не раз выявляла умственную неполноценность интервьюеров, атаковавших ее как «звезду».
Например, ее спрашивают, кто ее любимые писатели? «Правила игры» требуют, чтобы «звезда» назвала два-три имени (среди них обязательно — Достоевский) и мило улыбнулась, а Кендис вдруг добавляет: «Знаете, я нахожу Трумэна Капоте удивительно лиричным. Существует странный парадокс между этим писателем и его материалом...».
Дама, берущая интервью, очевидно, не читавшая, а может быть, никогда и не слышавшая о таком писателе, спешит перебить Кендис и увести разговор на проторенный путь болтовни о хиппи, се*се, на*котиках и т.п.
Кендис постоянно утверждает, и в ее искренности нет сомнений, что читать свое имя в титрах не доставляет ей особого удовольствия.
Зато каждый рассказ или очерк, появляющийся в печати, вызывает восторг, а ее мечта — увидеть когда-нибудь в титрах свою фамилию рядом со словом «сценарист». …
Это чувство, очевидно, долгое время не возникало у Кендис во время работы в кино. Дело в том, что намеренно или не намеренно, но ее в первых фильмах показывали се***ально ненормальной, психически неполноценной, милой, конечно, но явно свихнувшейся девицей.
В «Группе» Кендис играет ле**иянку. В «Маги» — нимфоманку. В фильме «День, когда всплывает рыба» — пустенькую и развратную американочку. В «Жить, чтобы жить» — эгоистичную и опять же развратную американочку. В «Авантюристах» — бедную маленькую миллионершу, которая никак не может понять, за что ее любят — за ее красоту или за ее миллионы, и потому пускается во все тяжкие.
Между тем Кендис Берген не «беженка с Беверли-хиллз», как выразился журнал «Мак-Коллс», намекая на то, что ее место — среди «звезд», заселяющих фешенебельный голливудский район, а типичнейшая представительница своего поколения.
Она типична в своем недоверии к официальной Америке. …
Она даже типична по внешности: пусть не столь ослепляюще красивые, но девушки, похожие на Кендис, в Америке не редкость.
Таким образом, если кто и мог показать в кино молодую Америку, обитателей кампусов, участников демонстраций и политических пикников, то именно Кендис, равная этой Америке по уму, образованию и душевным качествам.
Вместо этого ее заставили создавать пародии на американскую молодежь, играть роли, не имевшие ничего общего с ее сущностью и сущностью знакомых ей сверстниц.
В лучшем случае используются ее внешние данные, используются без смысла и цели, просто потому, что в каждом голливудском фильме должна быть хорошенькая женщина.
Так случилось в боевике Роберта Уайза «Канонерка на реке Янцзы» (1967). Кендис играет в «Канонерке» роль учительницы американской миссии и, по мнению критики, оказывается совершенно неуместной и в этом фильме и в этой роли.
«Судите сами,— пишет Стефан Фарбер,— ну что делать златокудрой красавице в какой-то забытой богом китайской миссии? Чтобы как-то компенсировать свое несоответствие роли, актриса щедро раздает те трепетные, влажногубые, откровенно зазывные улыбки, которых я никак не ожидал в серьезном произведении».
Кендис, однако, быстро поняла нелепость своего положения. Подобно Ракел Уэлч, она могла сказать, что из нее делают «се*сбогиню для поколения детей-цветов».
Но, в отличие от Уэлч, которая превратилась в обыкновенную «се*с-бомбу», украшающую теперь журналы «для мужчин», Кендис с этим не согласилась.
Уже в 1968 году она заявляет, что «хотела бы уничтожить свою красоту», чтобы стать актрисой. В качестве примера актриса называет Софию Лорен, которая сначала стала «звездой», а потом, сыграв в «Чочаре», показала незаурядные артистические способности.
Удивительно, но Кендис выполнила свое намерение! В «Го*убом солдате» она спрятала под загаром, гримом и лохмотьями свою красоту и сыграла роль дурнушки с красивой душой. И тогда стало бесспорным, что Кендис Берген — выдающаяся актриса.
Любопытно. Такую Кендис первым открыл Клод Лелюш. В ее внешности, повадках, манерах он показал женщину определенного времени и определенной среды. Умна, самостоятельна, решительна, с широкими взглядами на мир — такова Кендис уже в фильме «Жить, чтобы жить» (1968).
Но это понимаешь только сегодня, ибо не это было нужно Лелюшу, противопоставившему в своем фильме эгоизм и душевный рационализм американки душевной мягкости и женской доброте француженки (ее роль с обычным высоким мастерством исполнила Анни Жирардо).
В «Го*убом солдате» Криста — Кендис человек необычной судьбы: она была оставлена родителями, воспитывалась в приюте, долго жила с индейцами, была женой благородного индейского вождя.
Ей трудно жилось, да и будущее не кажется легче, коль скоро она соглашается стать женой грубого солдафона, чтобы обеспечить себе безопасность и кусок хлеба.
Но трудности не сломили женщину, не опошлили и не превратили в циничное создание.
Она грубовата на язык, но эту ее солдатскую речь сформировала жизнь, да и сама она воспринимает грубость речи как недостаток и просит Хонеста поправлять ее. Главное же, при внешней грубости она — чуткий и надежный друг.
Криста — воплощение здравого смысла, реалистического подхода к жизненным проблемам, трезвости суждений. В этом плане она прямая предшественница той части американской молодежи, которая, откинув деляческий прагматизм, освобождается сегодня и от американской мифологии.
Написала ли Кендис свою книгу об индейцах? Может быть, и нет. Она собиралась написать и книгу о хиппи, но написала только очерк — куда более бледный, чем то, что она рассказывала о них.
Ее роль Кристы — высшее пока ее достижение в кино — стоит любой книги, должной помочь индейцам. Если фильм «Го*убой солдат» в целом резко обвиняет Америку в преступном геноциде, то Криста — Кендис учит американцев размышлять и искать выход.
Кендис Берген обречена быть «звездой» в силу внешних данных, но ее задачей может оказаться не создание очередного мифа, а отражение сущности современной западной женщины, отошедшей от буржуазно-обывательских кругов.
Если она даже станет режиссером, о чем также мечтает, то она все равно будет сниматься как актриса.
И можно думать, что ее роли будут одного диапазона, то есть это будут героини по меньшей мере с характером независимым и сильным.
Как известно, быть актером одного диапазона совсем не означает быть однообразным.
Например, диапазон Одри Хепбёрн очень узок, но она актриса неоднообразная. Напротив, Элизабет Тейлор играет в очень разных фильмах, но всюду она одна и та же — красивая, пышная, недалекая женщина.
Кендис при всем очевидном таланте и продемонстрированном в «Го*убом солдате» искусстве внешнего перевоплощения скована своим сильным характером, который неизбежно будет прорываться во всех ролях. Но в любом случае она — первая (после Фэй Данауэй) актриса современного американского кино» (Соболев, 1974).
Соболев Р. Метаморфозы «системы звезд» // Мифы и реальность. Зарубежное кино сегодня. Вып. 4. М.: Искусство, 1974. С. 34-70.