14 залов- 14 сил, благодаря которым вырос Военно-морской флот России. О начале экспозиции здесь:
Иду дальше.
Зал 6. Сила тела и духа
Как-будто мы находимся на старинном корабле. Вот здесь готовили еду, хранили продукты, ели за подвесным столом.
Но морякам была необходима ещё и духовная пища. В дальних тяжёлых походах без веры и поддержки сложно. Для этого и существовали корабельные священнослужители. Указ о военном духовенстве был издан в 1719 году. Пётр l предписал иметь на каждом корабле по иеромонаху, а на крупных судах устраивать церковь.
Представители морского духовенства разделяли с экипажами все тяготы военной службы, а во время войны- участь корабля.
Многие морские соборы Российской империи были посвящены Николаю Чудотворцу, покровителю моряков, спасавшему утонувших.
Сегодня главным морским собором является Кронштадтский Никольский. Он был построен незадолго до Октябрьской революции как преемник первой морской Богоявленской церкви в Кронштадте.
Служба на кораблях была тяжёлой и опасной. Сложные бытовые условия и многочисленные болезни уносили не меньше жизней моряков, чем сражения. Поэтому были прописаны нормы медицинского обеспечения. Строились госпитали, подготавливались врачи с набором необходимой первой помощи. Даже специальные госпитальные суда с 1716 года сопровождали отряды в морских походах.
В начале 20-го века на кораблях 1-го ранга появились медицинские блоки с операционными, перевязочными, изоляторами и лазаретами. Благодаря работе врачей, а также заветам великого военно-полевого хирурга Пирогова, наши перевязочные стали образцом для флота всего мира.
Посмотреть, какую помощь оказывают при определённых травмах можно, поиграв в пациента.
Зал 7. Сила связи и традиций
Для передачи информации с древних времён моряки использовали свет и звук. Сигнальные костры, факелы, фонари, барабаны, рупоры, горны, свистки…
Фонари разного цвета обозначали контуры корабля при плохой видимости.
Рупоры были придуманы голландцами в 1670 году и, усиливая слышимость звука на расстоянии до 5 км (в зависимости от размера), используются до сих пор.
Корабельный колокол, который мы называем рындой (на самом деле так называется его действие)- неотъемлемая часть большого судна и в наше время. Наряду с фонарями, указывает на нахождение корабля в условиях плохой видимости. А также обозначает время, «отбивая склянки»(⌛️). Морское время измеряется ими. Одна склянка- полчаса на песочных часах.
Со временем средства связи совершенствовались, при этом оставляя некоторые традиционные моменты. Внутренняя связь между командным пунктом и исполнительными постами становилась всё более удобной и надёжной. Появились переговорные трубы, телефоны.
С петровских времён между кораблями существовала секретная таблица сигналов. А в 1808 г. Бутаков создал первую отечественную книгу с сигналами для оптического телеграфа.
С появлением радио и электричества стала возможной передача информации на дальние расстояния. Не сразу, а в результате долгой научной работы.
Первый в мире электромагнитный телеграф изобрёл в 1832 году российский учёный Шиллинг П.Л. Но такой вид связи мог быть использован только на суше, где была возможность устанавливать телеграфные столбы. На российском флоте в середине 19-го века стали использовать азбуку Морзе в световом варианте (при помощи прожекторов), а впоследствии- в радиосвязи.
Изобретение радио Поповым А.С. в 1895 году стало прорывом в науке. Кстати, в Кронштадте есть экспозиция в филиале ЦВММ (того, что в Итальянском дворце на улице Макарова), посвящённая работе Александра Степановича, ведь он совершал свои открытия именно здесь, работая преподавателем в минных офицерских классах рядом с дворцом (во дворе бывших МОК можно увидеть бюст Попова и беседку, где он проводил испытания радиоприёмника).
В одной из «кают» лежит книга. Она интерактивная. Сначала- чистые листы. Но стоит к ним прикоснуться, и страницы начнут показывать историю.
Многие учёные работали над созданием непрерывной связи суши с морем. Одним из способов передачи сообщений стала семафорная азбука. В русском варианте её разработал в том же 1895 году легендарный Макаров Степан Осипович. Каждой букве соответствует определённое положение сигнальных флажков. В идеале было показывать один знак в секунду. Эту азбуку будущие моряки изучали вплоть до 2011 года!
Желающие могут попробовать, встав в специальный круг :)
Не забудем и про такой способ. Его используют с древности. Голуби- уникальные птицы-почтальоны, выручавшие, когда техника была недоступна.
На флоте существует и другой, не менее важный вид связи- нерушимые узы сохраняемых в памяти традиций, объединяющие разные поколения моряков. Можно заглянуть в кают-компанию, заодно послушать и посмотреть на экранах с монофонами интересные подробности из жизни экипажей.
О преемственности флотских традиций информация будет встречаться в следующих залах тоже. А пока:
Зал 8. Сила огня и металла
В 19 веке парусный флот уже не подходил для обороны страны и ведения боя. С появлением новых технологий в вооружении требовалось создание броненосных паровых кораблей. Первыми в этом переходе были французы, затем англичане. Россия была вынуждена тоже соответствовать новым условиям. Поражения в Крымской войне 1853-1856 гг способствовали ускорению в модернизации флота. Полностью переоборудовав верфи, начали строить корабли с железной обшивкой и оснащать их новейшими орудиями. Главным центром военного кораблестроения оставался Санкт-Петербург. К 1870 году промышленность освоила производство мощных паровых машин, парусы были вытеснены.
В 1854 году впервые применили морские мины- в районе фортов были выставлены заграждения, не позволившие английским кораблям атаковать Кронштадт.
Были созданы совершенно новые классы кораблей- минные заградители и миноносцы.
Наши учёные не отставали от западных и делали всё, чтобы российский флот был на уровне с другими державами. Началась эпоха броненосного флота. Броня, артиллерия, мины и торпеды оставались главными до появления ракетно-ядерного оружия.
Знаменитый подвиг Макарова с применением торпеды изображён на подножии его памятника возле Морского собора в Кронштадте.
В начале 20-го века появился новый род морских сил- подводные лодки. Им будет посвящён отдельный зал в конце первого этажа. Одна из первых лодок, «Дельфин», участвовала в Русско-японской войне. К сожалению, в той войне наша страна проиграла с большими потерями, на 40 лет были утрачены земли Курильских островов и южной части Сахалина.
А потом Первая мировая и Гражданская войны… В результате, российский военный флот почти прекратил своё существование.
Зал 9. Сила величия
По состоянию на 1 января 1917 г. в состав императорского флота входило 557 кораблей и вспомогательных судов. К 1923 г. было потеряно около 500 единиц. Порты и базы разрушены. Кадровый состав сократился в пять раз. Разорённая страна, чьи морские границы составляли 43 тыс. км, остро нуждалась в сильном военном флоте.
В 1921 году Реввоенсоветом было решено восстановить флот и укрепить его боеспособность, вернув статус великой морской державы. После 1926 года развернулось строительство новых кораблей. Началось активное восстановление баз. Усиленно проходило обучение морских кадров.
Интерактивные экраны познакомят с интересными бытовыми фактами.
К началу Великой Отечественной войны в составе ВМФ СССР сформировались оперативно-стратегические объединения, в которые вошли четыре флота и флотилии с сотнями надводных кораблей и подводных лодок.
Наведя специальный фонарь на определённую географическую точку, можно узнать о героическом прошлом данного места.
Зал 10. Сила образования
Подготовка и обучение морских специалистов всегда имело важное значение. Ещё Пётр l считал это делом государственной важности, создав навигацкие школы и Морскую академию. Позже, чтобы повысить уровень подготовки, военно-морское образование разделилось на специализации: училища для штурманов, артиллеристов и корабельных архитекторов, Офицерский класс…
В 1868 г. в Кронштадте открылась Школа кочегаров, ставшая потом Машинной школой. Красивое здание в стиле модерн до сих пор украшает Кронштадт, хоть и находится сейчас в статусе заброшки).
В 1882 г. была образована первая Водолазная школа. В ней, кроме подготовки специалистов, велась научная работа, создавались учебники, разрабатывалось снаряжение и оборудование.
Вековые традиции, сложившиеся на флоте, легли в основу воспитания и обучения моряков в современных условиях.
Впереди ещё четыре зала первого этажа, но о них я расскажу в следующем обзоре. 🤗