Новости недели мы обсудим с экспертом по цифровой трансформации Павлом Потеевым.
Alibaba Group ужесточила условия для российского бизнеса. Китайская компания перестала принимать рубли и не позволяет оформить поставку в Россию, как утверждает газета КоммерсантЪ. С российских карт оплата больше не проходит. Ужесточение политики Alibaba связано, прежде всего, с угрозой вторичных санкций, из-за которых возникли и другие проблемы с российскими платежами в Китае. Что будет дальше?
Если говорить коротко о том, что будет дальше, то системы будут искать способ адаптироваться. Они, с одной стороны, большие и сложные, я имею в виду набор цифровых платформ и, соответственно, организации, которые ими управляют. С другой стороны, сейчас Alibaba и ряд сопоставимых платформенных организаций уже нельзя считать в полном смысле бизнесом. Это скорее инструмент макроэкономического взаимодействия государств, который попадает в орбиту вот этих самых вторичных санкций. Тут не могу не процитировать самого себя из 2019 года, когда я впервые написал, что столкновения будущего происходят не только по земле, но и по цифровым платформам. Началось это все очень сильно не вчера. Еще в ранних 2000-х производители глобального коммуникационного оборудования из Китая и США вели свои торговые войны, переходящие в политическую плотность. То есть, да, конечно, в определенном интервале это затронет и пользователей платформ, но затронет и предпринимателе. Но, как я сказал, системы будут искать выход, будут искать обходные пути. И помня истории предыдущих санкционных волн, скорее всего, что-то найдут.
Закон, которого все ждали. Европейский парламент утвердил закон об искусственном интеллекте, вводя первые в мире правила регулирования этой технологии. Новый закон устанавливает строгие требования к использованию искусственного интеллекта, особенно в высокорисковых областях, таких как здравоохранение и правосудие. Кроме того, он вводит запрет на технологии массового наблюдения. Как принятие закона повлияет на развитие и использование искусственного интеллекта? И нужен ли такой в России?
Во-первых, этот законодательный акт очень сильно не первый. Ещё несколько лет назад, когда я работал в центре подготовки руководителей команд цифровой трансформации, мы написали доклад, написали ряд материалов по теме регулирования искусственного интеллекта, в том числе этики искусственного интеллекта, набралось на три тома. Мы смотрели европейское, американское, азиатское законодательство, мы смотрели различные аспекты использования искусственного интеллекта, в том числе связанного с распознаванием лиц, в том числе связанного с различными алгоритмами, которые граждан, что называется, подталкивают к тем или иным действиям и решениям. Не будем себя обманывать. Сейчас цифровые системы знают о нас больше и знают нас лучше, чем мы сами. Таким образом этой истории уже несколько лет, страны действительно заключают и межкорпоративные, и межстрановые различные соглашения, и принимают нормативные акты по регулированию искусственного интеллекта. Подходы можно разграничить. Есть американский подход, есть европейские подходы с их ценностями, приватностью, есть китайские подходы. И китайцы тоже очень активно относятся к теме регулирования алгоритмов или хотя бы построения реестров алгоритмов. И в том числе искусственного интеллекта. Ну а если говорить о медицине, то уже не первый год, в том числе в России, алгоритмы искусственного интеллекта относятся к тем же самым медицинским изделиям. Их принятие и ввод в эксплуатацию подчиняется той же нормативке, что и медицинские изделия. Теперь говоря о том, надо ли это? Надо обязательно. Потому что, как я сказал, очень много таких соблазнительных рычагов. Очень много данных о каждом из нас, которые могут быть использованы разными, в том числе и неправомерными, способами. И об этом мы тоже говорим в комплексе докладов, который насчитывает несколько сотен страниц. Так что заниматься этим регулированием нужно обязательно. Нужно находить баланс между цифровыми компаниями, между гражданским обществом, между государствами и, если честно, я думаю, что дорога по формированию нормативного регулирования искусственного интеллекта, она очень далека от завершения, она скорее ближе к началу. Ну и в том числе применимо к Российской Федерации. Так что нужно искать балансы, нужно работать регуляторам во взаимодействии с цифровыми организациями, с гражданским обществом, во взаимодействии стран друг с другом, и вот эти балансы, вот это регулирование...