Сегодня несколько раз в разных источниках попалась новость о том, что пейзаж кисти Уинстона Черчилля, принадлежавший голливудской кинозвезде Анджелине Джоли, продан на аукционе Christie's в Лондоне. При этом сообщается, что пейзаж ушёл с молотка за рекордные для работ Черчилля 8 285 000 фунтов стерлингов (11,5 миллионов долларов США).
Кроме этого пейзажа, на прошедшем 1 марта аукционе Christie's были проданы ещё две картины Черчилля — «Сцена в Марракеше» ($2,6 млн, £1,9 млн) и «Кладбище Святого Павла» ($1,5 млн, £1,1 млн). Что ж, есть повод посмотреть на проданные холсты и познакомиться с историей их создания.
Живописью Уинстон Черчилль начал заниматься в 1915 году, в разгар Первой мировой войны, в возрасте 40 лет. В тот момент он уже побывал на посту министра внутренних дел и был снят с должности Первого лорда Адмиралтейства за поражение в Дарданелльской операции. Живопись была для политика увлечением, «приятным времяпровождением» — так он написал в своём эссе. В живописи он находил успокоение, с её помощью отдыхал от суеты. Тем не менее, за свою жизнь Черчилль создал более 500 картин и стал Почетным членом Королевской академии художеств.
Знакомиться с картинами бывшего премьер-министра Великобритании, проданными на аукционе Christie's, начнём с полотна, выставленного на торги Анджелиной Джоли. Кто стал новым владельцем — неизвестно, его имя не разглашается. В твите о продаже, опубликованном аукционным домом Christie's, сказано, что «Минарет мечети Аль-Кутубия» является единственной картиной, созданной Черчиллем во время Второй мировой войны.
На полотне в стиле постимпрессионизма изображен закат над самой крупной в Марракеше мечетью XII века. Представитель аукционного дома Christie's назвал эту картину «самой значительной художественной работой Черчилля».
У этого произведения искусства особая история. Картина написана в 1943 году в марокканском Марракеше, после переговоров руководителей стран антигитлеровской коалиции в Касабланке. Черчилль подарил её президенту США Франклину Рузвельту, позже она перешла по наследству сыну Рузвельта Эллиоту. В 1950-ом году Эллиот Рузвельт продал полотно Черчилля коллекционеру из Небраски. Тот впоследствии продал работу коллекционеру и кинопродюсеру Норману Дж. Хикману — владелец дважды выставлял её на обозрение публики, в 1965-м и 1970-м. После смерти коллекционера картина перешла к его второй жене, а затем — к её дочери, которая хранила произведение в шкафу в течение 15 лет. В итоге полотно выкупил антиквар из Нового Орлеана, который продал его за цену, не дотягивавшую до 3 миллионов долларов.
В 2011 году картину на аукционе купил Брэд Питт для любимой супруги. Сумма покупки не называется. В 2016 году Питт и Джоли развелись. И вот сейчас, через десять лет, Анджелина Джоли продала подарок бывшего возлюбленного.
Две других картины Черчилля на аукционе были проданы значительно дешевле, но тоже за довольно внушительные суммы.
«Сцена в Марракеше» написана в 1935 году, когда Черчилль впервые посетил Марокко и был впечатлён красотой природы этой страны. На холсте автор передал контраст теплого пустынного песка и синего ручья. Эту картину Черчилль подарил фельдмаршалу Бернарду Монтгомери (1887-1976) в знак дружбы и глубокого уважения, и все эти годы произведение хранилось в семье военного, ни разу до сих пор не выставлялось на торги.
Картина с видом кладбища собора Святого Павла была написана в 1927 году, когда Черчилль, тогдашний канцлер казначейства, был гостем короля Джорджа и королевы Марии в их поместье в Балморале в Шотландии. Позже подаренная королевской семье картина по распоряжению короля Джорджа была продана на благотворительном аукционе, и с тех пор принадлежала семье покупателя.
Картины Черчилля ранее также продавались на аукционах, но в этом году их стоимость в совокупности оказалась рекордно высокой. Нынешний рост цен на живописные работы политика эксперты объяснили популярностью сериала «Корона» о жизни королевской семьи Великобритании. Критики полагают, что Уинстон Черчилль в исполнении актера Джона Литгоу вызвал у зрителей симпатию, что спровоцировало рост интереса к его произведениям.
Не знаю, действительно ли рост аукционной стоимости живописных полотен Черчилля связан с показом сериала «Корона», по этому поводу ничего сказать не могу, и сама я этот сериал не смотрела. Но думаю, что и без просмотра сериалов для многих людей личность Черчилля является привлекательной. Он был не только выдающимся политиком, но очень многогранным человеком. В частности, в 1953 году он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе.
Что касается живописи, его работы достаточно профессиональны. Сам сэр Уинстон говорил, что его картины «слишком плохи, чтобы их продавать, и слишком дороги для подарков», но это, конечно, было фигурой речи. Он часто дарил свои работы — это мы могли увидеть уже из истории картин, представленных на Christie's.
В 1921 году Черчилль отправил несколько своих картин на Международную выставку в Париже, поставив на них подпись выдуманного им художника Чарльза Морина. К его удивлению, жюри одобрило шесть картин и выставило на аукцион. А в 1925 году на экспозиции художественных работ в лондонской галерее полотно Черчилля было удостоено первого места среди работ художников-непрофессионалов. Авторы были представлены на суд жюри анонимно. Профессиональное жюри достаточно высоко оценило работу Уинстона, утверждая: «Кто бы ни был их автор, он явно не художник воскресного дня». А политик-то как раз и писал свои творения только по выходным дням, да и то уделял им совсем немного времени — часы и минуты, свободные от государственных дел.
Черчилль не получил никакого художественного образования, но эксперты находят в его картинах влияние Тёрнера, Сезанна и Моне. Бывший британский премьер работал во всех живописных жанрах: писал пейзажи, натюрморты, портреты, интерьеры.
Давайте в заключение очень бегло познакомимся с некоторыми другими живописными работами сэра Уинстона Черчилля.
Чартуэлл — любимый загородный дом Уинстона Черчилля, приобретённый им в 1922 году. В нём находится богатое собрание документов, картин, мебели и других памятных вещей политика. После смерти Черчилля Чартуэлл, согласно его воле, открылся для публики как музей.
Черчилль неоднократно изображал Чартуэлл и его окрестности.