Интересной историей из своей практики поделилась юрист по семейным делам, публикующаяся в нашем блоге под псевдонимом Елена Разящая.
В этот раз история касается раздела имущества, а точнее – хитро спланированной аферы со стороны бывшего мужа ее клиентки.
Далее ситуацию рассказывает юрист. Все имена и другие персональные данные изменены.
Семья, где жена зарабатывала
В 2023 году ко мне обратилась Ирина Т. по вопросу раздела имущества. Семья у нее, буду честна, странная. Ей 38 лет, мужу Николаю 41 год. Последние лет 10 муж ее нигде не работал, получал пенсию по инвалидности 3 группы и занимался хозяйством. Нет, по дому он, конечно, делал все и даже больше. Весь ремонт, уборка и остальное.
Изначально супруги работали вместе с одной строительной компании, но в 2013 году Николай попал в ДТП и долгое время проходил реабилитацию.
Итогом стала 2 группа инвалидности, впоследствии измененная на третью. В целом рабочая группа, не доставлявшая ему серьезных проблем, но супруги сами решили, что мужу будет сподручнее находиться дома.
У Ирины тогда карьера пошла вверх, средний доход за месяц приблизился к 150-200 тысячам рублей, что для 2013-2014 года было очень хорошей цифрой. Особенно за пределами столицы. Николай же помимо пенсии еще сдавал в аренду свою добрачную «однушку», ну и иногда подрабатывал мелкими шабашками. В его дела Ирина не вникала, он денег на свои нужды и «мужские» вопросы не просил, на сигареты, носки и трусы всегда все было. А хозяйственные расходы покрывала Ирина.
Постепенно жизнь улучшалась. Пара сперва продала «двушку», которую приобретала в браке, купив дом. Потом в 2020 году еще приобрела и 2-комнатную квартиру для сына, который закончил учебу, планировал остаться тут, но через полгода переехал в Санкт-Петербург. Квартира сдавалась в аренду.
В 2023 году пара развелась. Вскрылись измены со стороны Николая, который в скандале еще и поднял на жену руку, за что получил год условно по ст. 116 УК РФ.
Процедуру развода сопровождала знакомый юрист Ирины, которая планировала просто договориться с Николаем. Оставить ему одну машину и квартиру, Ирине – дом и второй автомобиль. Но Николай внезапно заявил претензии и на квартиру, и на дом, полагая их «личным имуществом», а разделу должны были подлежать только автомобили.
Примерно такое решение суд и вынес, после чего Ирина пошла собирать мнения других юристов и попала ко мне.
Читайте еще по теме:
Кто сказал «совместное»?
Афера, которую провернул Николай, готовилась не год и не два. Все время, пока он был на содержании жены и не работал, он готовился к тому, что когда-нибудь развод все же случится.
При покупке дома, вырученные от продажи квартиры средства (4 млн. рублей), были положены на счет Николая. Поскольку Ирина была занята на работе, иногда имея по 5-6 часов времени в сутки на сон, то все организационные вопросы решал Николай.
Он и «решил». Деньги остались там, Ирине он сказал, что эти деньги переведет продавцу по «безналу», а недостающую часть нужно будет отдать наличкой. Ирина сняла наличные средства (еще 4.5 млн. рублей) и отдала их мужу.
Он так же зачислил их на счет, где лежали деньги от продажи совместной квартиры, а сделка была оплачена со счета отца Николая. И подтверждена договором дарения денежных средств, удостоверенным у нотариуса.
Ирине же Николай сказал, что родители помогут с ремонтом дома, потому как продали часть имущества, в котором есть его доля и эту долю отдадут ему. Ирина ни во что не вникала, а только порадовалась – ей же проще.
Результатом стало признание дома ПОЛНОСТЬЮ личным имуществом Николая, поскольку он был приобретен за подаренные ему родителями деньги.
Аналогичная схема была проведена и с квартирой. Часть денег была на счете Николая, включая «остатки» от манипуляций с прошлой сделкой, Ирина передала ему 2 млн. наличными и перевела еще 2 млн. по счету.
Николай же оплатил сделку с другого счета, на который отец перевел ему полную сумму стоимости квартиры. Так же по нотариально удостоверенному договору дарения.
Скажу, что можно было ограничиться и договором в простой письменной форме, закон не требует нотариуса для такой сделки. Но Николай подстраховался от обвинений в заключении договора задним числом.
Деньги же со счета в дальнейшем снимались по 100-150 тыс. рублей в месяц. Со слов Николая – на текущие расходы. Но таких расходов в семье не могло быть, поскольку все ключевые нужды закрывала Ирина. Скорее всего, Николай возвращал деньги отцу.
Ирина сама признается, что не вникала в эти вопросы. Николай хоть и был, формально, «содержанцем», к деньгам относился щепетильно и мог со своих подработок накопить 50-100 тыс. рублей за 2-3 месяца. Теперь она понимает, что там не обошлось без родительской помощи, хотя с родителями отношения у них были напряженными. Видимо, только у Ирины, а не у Николая.
Результат: квартира оценочной стоимостью более 6 млн. рублей признана полностью личным имуществом Николая.
Что делать?
В этой ситуации оставалось или смириться или же затеять раздел неотделимых улучшений. Но эти требования не заявлялись изначально, в апелляции с ними выйти уже нельзя. Нам удалось отменить решение суда в апелляции и в данный момент начат процесс по доказываю увеличения стоимости дома за счет совместных средств. Примерная стоимость – 2-2.5 млн. рублей.
По факту Ирина осталась без дорогостоящего жилья и для нее вопрос принципа если не отсудить все положенное, то хотя бы затянуть процесс и максимально высудить оставшееся имущество. Так же попытаемся доказать, что отец Николая получил деньги обратно, запросив все имевшиеся операции по счетам. Если в течение 6-10 месяцев на счете появилась соразмерная сумма, то ответ будет очевиден.
Отец Николая мелкий предприниматель, теоретически может располагать такими деньгами, но можно увязать явно небольшие официальные доходы с несоразмерными «подарками». Работы непочатый край!
А всем супругам назидание ЛИЧНО контролировать крупные сделки в браке, полностью отслеживая источник средств и движение средств. «Подменить» источник покупки при наплевательском отношении к этому процессу ничего не стоит. А при разводе все очень больно аукнется.
Рубрика автора и последние публикации: