В 2022 году отечественный автопром оказался на пороге глобального передела. Западные компании уходили, а они представляли почти 70% от всех поставок новых автомобилей. Не выдержали и отечественные производители, которые изначально были ориентированы на поставки иностранных запчастей. По сути, это было время, когда автопром стоял перед выбором –делать что-то свое или заручиться поддержкой китайцев.
Наверняка вы понимаете, что выбор был сделан в пользу азиатского рынка. И да, российский автопром успешно побил рекорды прошлых лет, начал выпускать в два раза больше автомобилей. Правда, речь идет о китайских моделях.
Российский автопром стал лидером производства
Экономисты заявляют, что отечественный автопром буквально спас промышленность от полного краха. Заводы начали выпускать в два раза больше авто, а это новые рабочие места и налоги в бюджет. Конечно, в бочке с медом всегда найдется ложка дегтя. Реальность такова, что мы говорим о российско-китайском автопроме.
Интересно, что всего за 5 неполных месяцев 2024 года автозаводы произвели более 225 тысяч автомобилей. И это примерно на 95% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Конвейер начали работать на полную мощность за счет тесной интеграции с китайскими брендами.
Разумеется, не стоит забывать про АвтоВАЗ и УАЗ. На сегодня они являются чуть ли не единственными заводами, которые стараются выпускать действительно российские автомобили. Однако у этих представителей рынка не все так гладко. Например, продажи самой дешевой Granta увеличились всего на 6%. При этом на 60% больше АвтоВАЗ начал продавал Niva Legend и Niva Travel. Вероятно, это связано с заказами в зону СВО, где такие внедорожники ценятся на вес золота.
Примечательно, что и такие высокие показатели не устроили главу АвтоВАЗа. Ранее Максим Соколов призвал увеличить утилизационный сбор, что якобы позволит производителю конкурировать с китайским рынком. Пока решение не принято, но существует вероятность, что его одобрят.
Неплохо продавали и УАЗики, в том числе легендарные «Буханки» и УАЗ «Хантер». Опять же, спрос на эти внедорожники вырос за счет проведения СВО и заказов со стороны военнослужащих. Вообще, именно УАЗы стали наиболее популярными автомобилями среди силовых ведомств. Например, тот же УАЗ «Патриот» активно эксплуатируют ВС РФ, МВД и даже ФСБ. Понятно дело, что какой-то процент прибыли поступает от гражданских заказов.
Были и свои проблемы, по большей части связанные с импортозамещением отдельных узлов и блоков. Оказалось, что даже на УАЗики до сих пор ставят иностранные блоки ABS. Но работа в этом направлении ведется.
Как дела у российских китайцев?
Нужно признать, что именно китайский автопром спас российский рынок от возможного уничтожения. До 2022 года в России находились производства многих известных брендов, в том числе немецких, французских, корейских и японских. Все они быстро собрали вещи и громко хлопнули дверью.
Но как говорится в народе: «Свято место пусто не бывает.». И тут понеслась вся китайская братия завоевывать российский рынок. Честно говоря, уже не помню, кто зашел первым. Вероятно, это была локализация производства Haval. Сейчас в Тульской области выпускают сразу несколько внедорожников. Примечательно, что этих китайцев практически полностью собирают на заводе, то есть сваривают и красят кузова.
Вторым крупным прорывом рынка стал «Москвич». Разумеется, российского в этого автомобиле только шильдик и краска на кузове. Все остальные собирается из китайских машинокомплектов. По сути, речь идет о классической отверточной сборке, когда готовые части авто поступают с КНР, а дальше свариваются на заводе в Москве.
Сразу несколько китайских моделей начали собирать в Калининграде. Завод «Автотор» прибрал к своим рукам бренды BAIC, KAIYI, SWM и какие-то еще сложновыговариваемые названия. Конечно, даже в этом случае речь идет о крупноузловой сборке.
Интересно, что свой китайский автозавод открыл даже УАЗ. Если вы не знали, компания «Sollers» принадлежит российскому автоконцерну. Сейчас они производят китайские модели JAC, но с другими шильдиками. Также нельзя пройти стороной открытие завода «Волга», который будет выпускать сразу три китайских модели авто.
Кто в итоге победил?
При такой странной локализации производства авто сложно говорить о том, что победа оказалась на стороне российского автопрома. Скорее речь идет о победе китайских производителей, которые успешно «захватили» российский рынок. И да, теперь мы зависим не от американских и европейских компаний, а от азиатского рынка.
Плохо это или хорошо? Все относительно, ведь мы получаем развитую промышленность, технологии и новые рабочие места. С другой стороны, китайцы могут по щелчку пальца уйти с рынка, например, если побоятся вторичных санкций или просто им будет невыгодно работать.
Как вы относитесь к китайскому автопрому, хотели бы себе «Москвич 3» или новую «Волгу»?