Начало. Лекции 1 и 2:
Григорий Иоффе
– Вот кто настоящий железный человек – отец, – сказал в одном из интервью сын Сергея Григорьевича, Сергей Сергеевич, врач-психиатр и известный триатлонист, участник и победитель самых разнообразных соревнований. – Семнадцатилетним мальчишкой отец ушел на фронт. В разведроте, где он служил, пуля попала в висок, повредив глазные нервы. Пришлось удалить оба глаза. Однако отец закончил Ленинградский университет, стал профессором философского факультета. Там же познакомился с моей мамой, первой красавицей курса.
Статью о преподавателе, учившим нас марксизму-ленинизму, не просто железном, а, как выяснилось, абсолютно уникальном человеке, я нашел в сборнике, где собраны сведения о преподавателях и студентах ЛГУ, прошедших Великую Отечественную войну:
Бережной А.Ф. Они сражались за Родину: Универсанты в годы войны и в послевоенные годы. Вып. 3. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997. С. 120–122.
Шляхтенко, Сергей Григорьевич (01.05.1925–06.06.1999) – специалист в области онтологии и теории познания; доктор философских наук, профессор. Родился в деревне Веляшковичи Лиознянского района Витебской области. Участник Великой Отечественной войны, инвалид первой группы.
Окончил философский факультет ЛГУ (1950), затем аспирантуру. С 1953 работал ассистентом, старшим преподавателем, с 1957 – доцент, с 1974 по 1999 профессор философского факультета.
К началу войны он окончил лишь восемь классов и исполнилось ему всего 16 лет – срок призыва в армию еще не наступил. Но, как и все его сверстники, он не остался в стороне от общих наступивших с войной дел и забот: был на оборонных работах, в качестве бойца МПВО нес службу в блокированном Ленинграде, работал грузчиком на строительстве оборонных объектов города. И в то же время в системе всеобуча, в школе младших командиров, получал азы военного образования.
Осенью 1942 г. в Кемеровской области, где в то время он находился в эвакуации, Сергей стал добровольцем Красной Армии. В феврале 1943 г. его зачислили в Виленское пехотное училище. Весной следующего года выпускник училища младший лейтенант Шляхтенко на фронте. Под его командованием – разведвзвод одного из стрелковых полков 2-го Белорусского фронта. Но воевать ему довелось менее двух месяцев – в боях под Ковелем Сергея тяжело ранило, и он стал инвалидом первой группы – полная потеря зрения в 19 лет! Многомесячное лечение в госпиталях различных городов и – демобилизация.
В октябре 1944 г. Сергей Шляхтенко – ученик средней школы в Ленинграде, в которой за один год овладевает знаниями за 9-й и 10-й классы. С сентября 1945 г. – студент, с 1950 г.— аспирант философского факультета Ленинградского университета. В 1953 году защищает кандидатскую диссертацию и становится преподавателем, потом доцентом этого факультета.
В 1969 году С.Г. Шляхтенко успешно защищает докторскую диссертацию, в которой рассматривает категории качества и количества. В 1972-м избирается на должность профессора по кафедре диалектического материализма. Законы и категории диалектического и исторического материализма, философские вопросы естествознания, принципы развития, философия и математика стали объектом его научного изучения и содержанием читаемых лекционных курсов. Ему принадлежит более 100 научных трудов, среди которых две монографии. За одну из них – «Категории качества и количества» – Главный комитет Выставки достижений народного хозяйства СССР утвердил автора участником ВДНХ в 1970 году.
Несмотря на свою инвалидность, которая, конечно, не позволяла добиться большего, ограничивала возможности ветерана (задумаемся при этом: а сколько бы мог еще сделать и каких высот мог он достигнуть, если бы не это чудовищное ранение!), Сергей Григорьевич несколько раз избирался парторгом кафедры и членом партийного бюро факультета, возглавлял методические комиссии кафедры и факультета. Еще не закончив курс аспирантуры, он руководил методологическим философским семинаром в одном из научно-исследовательских институтов, позже – философскими семинарами в НИИ Ленинграда. Он был членом ряда ученых советов и учебно-методических комиссий.
Но и это не всё. Сергей Григорьевич выступил организатором и участником многих пеших и байдарочных походов – по Днепру, Енисею, Тунгуске, Белой, Великой и другим рекам, по республикам Прибалтики, на Южном Урале, Клухорском перевале... Всего было пройдено таких походов около 20!
Участие С.Г. Шляхтенко в Великой Отечественной войне было отмечено орденами Боевого Красного Знамени и Отечественной войны, медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За оборону Ленинграда» и другими, работа в университете – медалью «За долголетний добросовестный труд», грамотами и благодарностями.
Сухая, на первый взгляд, биография. Если бы не эта поразительная фраза, даже часть ее: «Несмотря на свою инвалидность, которая, конечно, не позволяла добиться большего…» Куда же большего? Да всего перечисленного хватило бы на несколько жизней совершенно здоровых людей! Поневоле задумаешься: сколько же времени мы теряем в своей жизни впустую…
Для нас, приходивших на его экзамены со шпаргалками, которыми мы пользовались далеко не всегда, но которые придавали нам некоторую уверенность, Сергей Григорьевич был рядовым преподавателем. Прочитывал лекцию, прощался и уходил в сопровождении ассистентки. И ничего личного, никаких намеков на свое прошлое, никакого снисхождения ни к себе, ни к нам.
Ни к нам?
Кая я был счастлив в тот день, когда отделался, как мне казалось, тройкой по истмату! Но до сих пор в памяти его слова: «Исключительно из уважения к вашим прошлым заслугам, товарищ Иоффе».
Видимо, к нам наш «железный» преподаватель все-таки мог быть снисходительным. Только мы этого не замечали и пробегали мимо. Молодые, мы торопились жить.