В моем детстве вся жизнь по крайней мере центра Казани крутилась вокруг "Колхоз базары" - Центрального колхозного рынка. Трудно поверить, что ради этого рынка где-то за 50-70 километров от Казани люди шли с корзинами ягод и мешками картошки на теплоходы и электрички. Но и базар был не чета нынешним торговым центрам, где просто пир потребления и всех хотят на тебе заработать - это был настоящий Вавилон. Я жалею, что я году так в 2006, когда уже зарождалась цифровая техника, не смог на какой-нибудь диктофон записать звуковой потрет Казани на улице Нариманова, между вокзалом и базаром. Это, конечно же, дало бы концентрированные реальные данные о бытовом использовании татарской и русской речи жителей города, но и захватило бы неимоверно много экзотики. Кроме азербайджанской, таджикской и узбекской речи, тут было бы много и чувашской, и марийской: мы с бабушкой любили брать "чувашскую картошку из Канаша", которую привозили в размере один-два мешка на электричке. А еще можно было купить натуральные мочало и лыко у марийцев, правда тут мне не повезло, в моей семье это не ценилось, зато я застал таких пассажиров с мочалом на продажу во время ранних туристических поездок в поезде, а вот зато в Канаш на электричке так ни разу и не пришлось. Надо сказать, что на фото уже было не колоритно - к 2006 году, когда появился цифровой фотик, Нариманова почти всю обружиши, и тележки с чувашской картошкой стояли на тротуарах прямо под остовами обрушившихся домов.
Вскоре это предприятие стало настолько невыгодно для его участников, что оно как-то само собой прекратилось. Так я и не записал звуковой портрет. А вот фотографий рынка, основной части, я не делал, не имея возможности в случае чего возразить разъяренной толпе, а чего это мол вы тут снимаете, поэтому для представления они будут с pastvu.com
Наиболее приблизился к тому, что мне стоило бы заснять, причем и в плане видео, и в плане звука, Dave Spencer, заснявший базар в 1997 году и включившим эти виды как самые экзотические как трейлер его DVD. DVD купить так никто из наших не сподобился, а даже если и купил бы - то кому покажешь, авторские права, все дела, а то как оно было самому смотреть и не очень интересно. Но тому, кто не застал - атмосферу он четко уловил.
Я помню всякие разные ряды, на таких вот синих крашенных бетонных прилавках. И среди этого выделялись места, где продавали не картошку и не мясо, и не цветы или зелень, как на фото, а травы, сушеные травы, причем наши местные. И продавали бабушки, как будто те самые, которые их собирали и сушили, а не какие-то перекупщики. И хотя меня это впечатлило, я не отследил, когда такие бабушки пропали с прилавков (а может и есть где, просто я не знаю - и Колхозный рынок, хоть и тень себя былого, еще жив, и есть сезонные тематические рынки, вроде Блошки на Тинчурина, где люди приходят ради общения и движухи, а не ради продаж и покупок как таковых, вполне могут где-то быть места, куда приходят продавцы и покупатели этого; а может это и умереть в оффлайне, как не стало адекватной замены радиорядам на Чеховском рынке, а все травницы сейчас только инстаграмм-травницы, тридцатилетние Марьи-посконницы в очередном декрете с юбкой в пол и под юбкой ничего нет, даже ног, как мы с женой шутим про таких посконниц))))
В 2009 году я еще помнил бабушек-травниц в лицо визуально, так как на Колхозном рынке был частым гостем - из университета было удобно и адекватно бегать туда закупаться к каким-нибудь посиделкам. А мой товарищ Ильдар тогда увлекся GPS, навигаторами и откопал в интернете игру Geocaching, не носившую тогда флёр эвфемизма распространения запрещенного путем прятания этого самого запрещенного на местности. Мы нашли кое-какие тайники, и решли создать свой собственный. С поездки в Болгар на "метеоре" я помнил, что где-то были очень красивые места, о которых мы просто знали, что они есть, но никаких деталей. Остатки бетонного сооружения в обрамлении поразительно красивого оврага ниже Красновидова.
И мы с Ильдаром решили, что план такой - доплываем на "метеоре" до Тенишева, идем обратно в Красновидово по Богородским горам 25 км, заходим в этот овраг, закладываем первый наш геокешинг, и доходим до Красновидово, где пытаемся посетить музей Горького. А пока мы ехали в "метеоре", я понял, что на борту бабушка, очень похожая на травницу с рынка. Ну я ее видел и в транспорте, что ходил к речпорту в городе.
И по сходу с теплохода в "Красном Тенишево" мы увидели, как она энергично зашагала вперед нас. Оказалось, что примерно наш путь в одну сторону, обогнуть залив и выйти на травянистые склоны-"шишки" в сторону деревеньки Яшельча.
На середине подъема я понял, что бабушка довольно сильно отклонилась от тропы, петлявшей к деревне Яшельча, так как идет уже явно к чему-то конкретному прямо по траве. Мы не стали пытаться выяснить или познакомиться, так как обычно пожилые люди, носители каких-то секретов не любят общаться на эту тему с первыми встречными. Так на середине подъема мы и разошлись.
Надо сказать, что видимо травное дело совершенно оправдывало тогда вполне уже дорогие даже для работающих студентов как мы билеты, очевидно, что ездить на сбор именно на общественном транспорте и именно на эти склоны имело смысл, иначе бы наверняка нашли бы кого на машине и выбрали бы точки поближе.
Мы, конечно, добрались до своей цели, сделали, что хотели и довольные, хоть уставшие и слегка обезвоженные, дошли до Красновидова, дождались "метеора" в город и вернулись без приключений.
Как могли, мы прославили эти приморские горы, и вот теперь через них проходит "Волжская тропа"