Продолжу тему, о которой уже начала рассказывать.
Так вот – даже если вы уже лет пятнадцать ведете бизнес без знаний менеджмента, и он до сих пор жив – это, конечно, хорошо, но… подозреваю, что развития этого бизнеса нет. Есть предел:
· Зарабатывать деньги все труднее – при прежних усилиях результаты меньше, чем раньше.
· Появляется тревога и ощущение неопределенности – понятно, что мир меняется, причем динамично и непредсказуемо, а что делать, как подготовить «план Б», а заодно С и Д, как раз непонятно.
· Чувствуется, что надо что-то делать – но как-то не думается, что это про менеджмент, хочется другую «волшебную таблетку» найти.
По последнему пункту появляются идеи – может, лучше продвигать, дать больше рекламы? Вот научусь продвигать, найду супер-площадку, с которой заказы посыпятся – и все будет хорошо!
Или на найме сконцентрироваться? Уволю тех, кто работает плохо, найму вместо них тех, кто будет работать хорошо – и все станет отлично!
Или это я планировать не умею? Вроде все время занят, а успеваю мало, на важные дела времени не хватает. Надо научиться планировать, расставлять приоритеты – и вперед, к новым целям, сразу их достигну!
Каждая идея в общем-то хороша! Вот только это – как кусочек из мозаики, красивый, но картину из него не соберешь. Или, например, если ухо то и дело болит – сделаю операцию на ухе и сразу жить начну по-другому и все у меня станет круто!
Вот только в реальности эти действия приведут к другим результатам – не в смысле плохим, а не тем, что ожидаются:
Когда вылечите ухо, перестанете концентрироваться на боли в нем, улучшится слух – и услышите, что для «жить по-другому» нужно как-то по-другому думать и действовать. От здорового уха сплошная польза – но до желаемого качества жизни еще далеко.
Улучшили продвижение, нашли площадку и подачу, чтобы получать больше заказов – а теперь эти заказы нужно обрабатывать, оказывать услуги и отправлять заказчикам товары.
А чтобы обрабатывать заказы, нужно нанять людей, обучить их (даже если в принципе умеют то, что требуется, надо объяснить нюансы, как у вас в компании все устроено). А еще замотивировать, чтобы реально работали и обрабатывали заказы, а не время отбывали.
А чтобы их обучать, нужно найти того, кто будет их учить – и его самого научить, как это делать.
Можно продолжить, но думаю, идею вы поняли – получается цепочка из задач и действий, в которой одно связано с другим. Без этого развиваться не получится (а «больше заказов» - это тоже развитие). А чтобы развитие было, причем гармоничным, где реально все взаимосвязи работают и никто на себя одеяло не перетягивает, нужна система! Та самая, управления – то есть менеджмент!
Приземленный, но очень показательный пример. Вам нужно приготовить ужин на семью из трех человек – отварили макароны с сосисками и готово. Вам нужно приготовить ужин на семью и друзей, которые придут в гости – нужно что-нибудь поинтересней, чем сосиски с макаронами, да и количество побольше, то есть времени и сил вы потратите на это гораздо больше. Вам нужно приготовить ужин на семью и друзей, но среди них у одного аллергия на яйца, другой строгий вегетарианец, третий на белковой диете. Придется отпроситься с работы, иначе не успеете. Вам нужно… нет, не на семью приготовить, вы открыли кафе и предлагает вкусные и полезные блюда посетителям. Один справитесь?
Так, на этом этапе нужны помощники – чистить овощи, нарезать мясо, принимать заказы и выносить блюда посетителям, мыть посуду… И вот тут уже нужна система управления – и если в подчинении оказывается больше 3 человек, в голове уже все не удержишь, надо записывать и вообще строить ее уже по правилам, а не «в голове».
Если система управления правильная, со своим функционалом вы справляетесь за нормальные 8 рабочих часов, спокойно отдыхаете в выходные и ездите в отпуск. И еще зарабатываете столько, что можете спокойно реализовывать личные цели и планы. И можете, если захотите, перестать работать – и вам будет на что жить без потери уровня!
Эх, вздохнули сейчас руководители и владельцы бизнесов – какие там 8 часов в день при пятидневке, даже мечтать не смею… И продолжили вести дела без построения системы управления.
Подобных разговоров с руководителями и владельцами бизнесов я вела не мало. И анализируя их, могут признаться:
Мне с Вами – теми, кто с нуля строил, сам за прилавком стоял, товар из Газели на склад грузил, производил тоже сам, и продолжает это делать – мне с Вами очень сложно! Не меньше, чем Вам со мной 😉
Я не всегда могу объяснить и донести до Вас то, что сама воспринимаю как простые и даже очевидные вещи.
Я обнаружила, что вы не хотите меняться – потому что где-то в душе остается надежда, что все будет, как раньше, все изменения куда-то денутся, а вы снова сможете применять ту модель, которая помогла вам достичь успеха тогда, 15 лет назад.
Вы не хотите заглядывать в будущее и задумываться, как там будет.
Потому что на самом деле понимаете, что «как раньше» - не будет. Будут снова перемены – а они нарушают покой, и даже если когда-то их требовали наши сердца, сейчас их уже не хочется, но они все равно будут. А чтобы адаптироваться к переменам, нужно себя менять, начинать думать и делать по-другому. А вот этого ужасно не хочется! Не готовы меняться, признавать, что ничто не вечно, особенно если это ваши собственные успехи…
Вношу поправку – успехи, может, и не вечны, но если правильно реагировать на перемены, то сохранять успешность реально! А построить систему управления компанией все же проще, чем отрастить лапы вместо плавников и создать речевой аппарат, способный вместо рычания и мычания произносить что-то членораздельное и понятное твоим сородичам. Не зря я свою обучающую программу по управлению назвала КАБАЧКИ – потому что для хорошего огородника их выращивание не представляет вообще сложности, как и для грамотного руководителя управлять подчиненными и бизнесом.
В общем, приглашаю учиться строить систему управления бизнесом (компанией, отделом или другой структурой). Учу этому онлайн и офлайн – форматы отличаются не только площадками, но и наполнением. Чтобы получить программу и узнать подробности, напишите на номер +7(931)009-26-76 в одном из мессенджеров.