Найти тему

IX Петербургский парад ретро-транспорта. Часть Третья. Обзор колонны автобусов

Оглавление
СПб ГУП "Пассажиравтотранс" является одним из организаторов SPbTransportFest и парада ретро-транспорта, проводимого в его рамках. Так что совсем неудивительно, что главной частью экспозиции на выставке являются именно автобусы. О некоторых из них я и расскажу в данной статье, попутно сдобрив ее красочными фотографиями.

В этом году среди автобусов было по-настоящему много интересных экземпляров, большая часть их них отреставрированы именно в стенах автобусных парков "Пассажиравтотранса". Но также были гости и из других городов, преимущественно из Москвы.

В этом году на параде было большое количество автобусов-иномарок. Так что предлагаю начать с них.

Ikarus 263.10

Бывший Кингисеппский "Икарус" в этом году наконец-то вышел в свет. В музей при "ПАТе" его приобрели еще в 2017 году, но подготовить к параду ретро-транспорта смогли только в этом году. Причина тому - сложный и долгий процесс реставрации. Несмотря на то, что от Кингисеппа до Санкт-Петербурга доехал своим ходом, прямо у ворот Автобусного парка №1 у него клинанул двигатель. Позже, в ходе более тщательного осмотра, было выявлено, что состояние кузова оставляет желать лучшего. Всю раму пришлось переваривать. С запчастями на него также имелись большие проблемы. Например, коллектор пришлось заказывать аж из Воркуты. Но в конечном итоге, команде музея удалось преодолеть все трудности, и теперь мы можем лицезреть "Икарус" во всей его красе.

Четырехфарная передняя оптика - это самодеятельность работников Кингисеппского автобусного парка. С завода эти автобусы выходили с двумя фарами.
Четырехфарная передняя оптика - это самодеятельность работников Кингисеппского автобусного парка. С завода эти автобусы выходили с двумя фарами.

Но почему в музей взяли именно этот экземпляр? А дело в том, что на момент 2017 года это был один из последних действующих "Икарусов" в Ленинградской области. Кроме того, это весьма редкая модификация Ikarus 263, отличающаяся увеличенной длиной кузова и дверями с механизмом планетарного типа.

Ikarus 263 выпускался с 1985 по 2001 год. За это время было выпущено 1626 экземпляров в пригородной и городской модификации. Изначально автобусы поставлялись только на немецкий рынок, позже начали поступать в Венгрию, а с 1989 года пришли и в СССР.
Ikarus 263 выпускался с 1985 по 2001 год. За это время было выпущено 1626 экземпляров в пригородной и городской модификации. Изначально автобусы поставлялись только на немецкий рынок, позже начали поступать в Венгрию, а с 1989 года пришли и в СССР.

Конкретно этот "Икарус" был выпущен в 1997 году и новым поступил в АО "Кингисеппский автобусный парк". В течение последующих двадцати лет автобус неустанно работал на маршрутах Кингисеппа.

Всего существовало четыре модификации Ikarus 263: две городских и две пригородных. Автобус на фото относится к более поздней городской модификации 263.10, отличающейся увеличенной пассажировместимостью и двигателем RÁBA D10 UTS 155.
Всего существовало четыре модификации Ikarus 263: две городских и две пригородных. Автобус на фото относится к более поздней городской модификации 263.10, отличающейся увеличенной пассажировместимостью и двигателем RÁBA D10 UTS 155.

Ikarus 250.59

Этот междугородний крейсер, выпущенный в далеком 1988 году, прибыл в Санкт-Петербург в 2020-м. Привезли его с юга нашей страны, где он и проработал всю свою жизнь. Сейчас автобус имеет статус музейного и работает только на заказах. Увидеть же его можно в основном на различных тематических мероприятиях. В параде ретро-транспорта он участвует второй раз. Первый его выезд случился в 2022 году, тогда он еще не имел надписей "SovTransavTo" на бортах. К слову, данный автобус никогда в "Совтрансавто" не числился, так что это всего лишь декор, отсылающий к ушедшей эпохе.

Ikarus 250.59 - это самая массовая модификация 250-й модели. Она отличалась от более ранних модификаций увеличенным на одно количеством боковых окон, задней дверью с электропневматическим приводом и значительно усиленным кузовом. При этом общий вес автобуса стал меньше аж на 300 кг.
Ikarus 250.59 - это самая массовая модификация 250-й модели. Она отличалась от более ранних модификаций увеличенным на одно количеством боковых окон, задней дверью с электропневматическим приводом и значительно усиленным кузовом. При этом общий вес автобуса стал меньше аж на 300 кг.

Немного исторической справки касательно данного экземпляра. Будучи новым он поступил на баланс санатория "Кисловодск", в одноименном городе. В 2010 году он был передан во Владикавказ. Там он работал исключительно на заказах. Такая щадящая эксплуатация и стала причиной того, что автобус смог сохраниться практически в первозданном виде.

Ikarus 280.03

Думаю, что нет никакого смысла рассказывать о данном участнике ретро-парада, ведь о нем у нас на канале уже есть большая статья. Скажу лишь, что на момент 2024 года гармошка чувствует себя прекрасно и продолжает работать на нашем экскурсионном маршруте Т2.

Напомню, что наша гармошка представляет собой пригородную модификацию Ikarus 280.03, выпускаемую специально для ГДР с 1974 по 1990 год.
Напомню, что наша гармошка представляет собой пригородную модификацию Ikarus 280.03, выпускаемую специально для ГДР с 1974 по 1990 год.

Jelcz 120M

Одной из премьер парада ретро-транспорта стал этот необычный автобус польского производства под названием Jelcz 120M. Выпущен данный экземпляр был в 1997 году. Тогда же, будучи новым, он поступил в Автобусный парк №2 города Санкт-Петербург, где и работал на маршрутах до 2010 года. После его забрали в музей, и целых четырнадцать лет автобус ждал своего часа. В 2024 году "Ельч" был восстановлен и впервые показан публике 18 мая. Нельзя не отметить, что автобусу вернули ливрею, в которой он прибыл в Санкт-Петербург.

Jelcz 120M представляет собой глубокую модернизацию широко распространенного в Польше автобуса Jelcz PR110. Который в свою очередь является модернизацией французского автобуса Berliet PR100, сделанного в рамках немецкого проекта VöV-Standard-Bus. Так что у польского автобуса есть не только французские корни, но и немецкие. А если вспомнить, что в России на основе "Ельча" выпускались троллейбусы, то все становится еще интереснее.
Jelcz 120M представляет собой глубокую модернизацию широко распространенного в Польше автобуса Jelcz PR110. Который в свою очередь является модернизацией французского автобуса Berliet PR100, сделанного в рамках немецкого проекта VöV-Standard-Bus. Так что у польского автобуса есть не только французские корни, но и немецкие. А если вспомнить, что в России на основе "Ельча" выпускались троллейбусы, то все становится еще интереснее.

Увы, на ретро-параде у данного автобуса случился конфуз. Он настолько сильно дымил, что когда он ехал за ним образовывалась дымовая завеса. Как я выяснил, у него есть некоторые неполадки с мотором, из-за которых вероятно потребуется его замена. А с этим могут возникнуть сложности, поскольку автобус оснащен двигателем Mielec SWT 11/300/1 (модернизированный в Польше лицензионный британский двигатель Leyland), который в нынешних реалиях найти ой, как не просто.

Выпускался автобус с 1992 по 2007 год.
Выпускался автобус с 1992 по 2007 год.

Интересна история попадания Jelcz 120M в Санкт-Петербург. Всего в городе было два таких автобуса, которые были приобретены новыми в 1997 году для испытаний на маршрутах. Изначально планировалось наладить производство этих машин в Санкт-Петербурге, но эта история заглохла.

Наиболее заметным внешним отличием от Jelcz PR110 была наклонённая панель с маршрутным таблом над лобовым стеклом, а также заднее стекло уменьшенного размера.
Наиболее заметным внешним отличием от Jelcz PR110 была наклонённая панель с маршрутным таблом над лобовым стеклом, а также заднее стекло уменьшенного размера.

К слову, кое-где в России все-таки наладили выпуск троллейбусов с кузовами автобусов Jelcz 120M. Они получили название Nordtroll-120MTr и штучно выпускались сперва в Архангельске, а позже во Владимире. С 1993 по 1998 год выпустили всего 22 экземпляра. На сегодняшний день в мире остался лишь один экземпляр данного троллейбуса. Работает он в Новочебоксарске на маршрутах, причем совсем недавно он был восстановлен и имеет все шансы в будущем стать музейной машиной.

Škoda 706 RTO

От поляков переходим к чехам. Модель 706 RTO хоть и выпускалась под маркой "Шкода", но при ее создании участвовало целых три производителя из Чехословакии: шасси было фирмы LIAZ (не путать с нашим ЛиАЗом), двигатель от Škoda, а кузов Karosa (там же осуществлялась и сборка этих автобусов). Экземпляр на фото выпущен в 1964 году и принадлежит компании Retro Bus.

Škoda 706 RTO выпускалась предприятием Karosa с 1958 по 1972. Первый прототип был построен ещё в 1952 году. Позже на конвейере 706 RTO сменили автобусы серии Karosa Š.
Škoda 706 RTO выпускалась предприятием Karosa с 1958 по 1972. Первый прототип был построен ещё в 1952 году. Позже на конвейере 706 RTO сменили автобусы серии Karosa Š.

Очень интересна история данной "Шкоды". Чтобы не играть в сломанный телефон, я процитирую комментарий пользователя сайта fotobus.msk.ru с ником burlack: "Автобус, купленный в одной из организаций Челябинской области, был оживлён после 13 лет (!) простоя. Своим ходом прибыл в Кировскую область, преодолев более 1200 км. Здесь будет проведена часть работ по реставрации (прежде всего по механической части). Затем будут кузовные работы, покраска, переоборудование в пассажирский автобус (салон) и пробные поездки. Точные сроки запуска в эксплуатацию пока, разумеется, назвать трудно. Автобус не мой, правда, владелец- мой хороший друг. И готовить его к работе в Retro Bus мы будем совместными усилиями."

Эта модель также производилась по лицензии в Польше под маркой Jelcz и получила индекс Jelcz 272 и 041.
Эта модель также производилась по лицензии в Польше под маркой Jelcz и получила индекс Jelcz 272 и 041.

В параде ретро-транспорта Škoda 706 RTO периодически принимает участие с 2018 года. Несмотря на изрядно потрепанный внешний вид, автобус находится на полном ходу. Когда до него дойдет очередь на реставрацию лично мне неизвестно.

Setra S208H

Только взгляните на этого малыша! Разве он может вызвать что-то кроме позитивных эмоций? Но посмотрите внимательно на его переднюю часть. Не кажется ли она вам знакомой? Ведь она полностью повторяет переднюю маску "взрослой" модели Setra S215HR, широко распространенной на пригородных и междугородних маршрутах нашей страны в 00-е и 10-е годы (да и сейчас нередко можно встретить эти автобусы). Однако вот такая уменьшенная версия - зверь крайне редкий на наших дорогах. На сегодняшний день в России осталась одна единственная Setra S208H и именно она стала участником ретро-парада, прибыв аж из Московской области. На данный момент этот автобус не имеет статуса музейного, а продолжает эксплуатироваться по назначению, работая на заказах.

Setra S208H выпускалась с 1978 по 1991 год. На данный момент в Европе есть как минимум 8 музейных автобусов этой модели. Большая часть из них разумеется находится в Германии. Надеюсь, что экземпляр из России однажды присоединится к этому списку.
Setra S208H выпускалась с 1978 по 1991 год. На данный момент в Европе есть как минимум 8 музейных автобусов этой модели. Большая часть из них разумеется находится в Германии. Надеюсь, что экземпляр из России однажды присоединится к этому списку.

Van Hool T815 Acron

Итак, я уже рассказал об автобусах из Венгрии, Польши, Чехословакии, Германии. Что же у нас дальше по списку? Вероятно, что без подсказки угадают не все. На фото ниже автобус Van Hool T815 Acron бельгийского производства, выпущенный в 1992 году. Этот междугородник принадлежит петербургскому предприятию ООО "Стимул" и работает на заказах (upd. Мне подсказали, что этим автобусом владеет частник. Он же и был за рулем на параде. В такое состояние он его и привел вместе с отцом). Состояние автобуса настолько радует глаз, что неудивителен тот факт, что автобус приняли в качестве участника ретро-парада.

Автобусы серии Van Hool T8 выпускались с 1979 по 2001 год. Оснащались они двигателями DAF и MAN. Модель T815 расшифровывается следующим образом: T - Touringcar, 8 - 8-я серия, 15 - количество рядов сидений.
Автобусы серии Van Hool T8 выпускались с 1979 по 2001 год. Оснащались они двигателями DAF и MAN. Модель T815 расшифровывается следующим образом: T - Touringcar, 8 - 8-я серия, 15 - количество рядов сидений.

ПАЗ-672М

От иностранщины переходим к отечественному транспорту с самым русским автобусом - ПАЗиком. Этот ПАЗ-672М цвета хаки, выпущенный в 1989 году, является частью коллекции Петербургского музея автобусов. Изначально автобус был приобретен командой Retro Bus в 2013 году. Тогда автобус был окрашен в красный цвет. В ноябре 2018 года автобус был передан в музей при ПАТ, где ему и придали вид санитарного автобуса.

ПАЗ-672 - это самый массовый автобус в СССР. С 1967 по 1989 год было выпущено 288688 экземпляров. А если прибавить к этому числу еще и все выпущенные автобусы ПАЗ-652, модернизацией которого ПАЗ-672 и является, то число и вовсе перевалит за 350 тысяч единиц.
ПАЗ-672 - это самый массовый автобус в СССР. С 1967 по 1989 год было выпущено 288688 экземпляров. А если прибавить к этому числу еще и все выпущенные автобусы ПАЗ-652, модернизацией которого ПАЗ-672 и является, то число и вовсе перевалит за 350 тысяч единиц.

Кубань-Г1х1-02

Если кто-то считает, что ПАЗик является не самым комфортным автобусом для водителя и пассажиров, то вероятно он никогда не слышал о "Кубани". Автобус, выпущенный Краснодарским механическим заводом «Кубань», наверное, самая известная и популярная "барбухайка" Советского Союза. Единственное преимущество этого автобуса заключалось в том, что пассажиры в нем ехали, а не шли пешком. Впрочем водитель скорее всего предпочел бы идти пешком, нежели находиться за рулем этого "чуда". И все-таки назло всем недоброжелателям "Кубань" продолжает жить и даже участвовать в ретро-параде. Как говорится: "Мир друзьям Кубани", ну а врагам вы сами знаете что...

Автобус на фото был выпущен в 1992 году. Он относится к самой поздней модификации, выпускавшейся с 1989 по 1993 год. Суммарно за все время выпуска было выпущено 113 тысяч автобусов "Кубань" всех модификаций.
Автобус на фото был выпущен в 1992 году. Он относится к самой поздней модификации, выпускавшейся с 1989 по 1993 год. Суммарно за все время выпуска было выпущено 113 тысяч автобусов "Кубань" всех модификаций.

ЗИС-8А (АТУЛ)

Разумеется я не мог пройти мимо уникального довоенного трехосного автобуса ЗИС-8А, производства ленинградского завода АТУЛ. Фактически, это не оригинальный автобус, а его новодельная реплика. Однако в ее основе лежат две оригинальных рамы от ЗИСа.

Советский городской автобус, который выпускался на специально удлиненной для него рамой и добавленной третьей не ведущей осью. В годы Великой Отечественной войны автобусы работали на Дороге жизни, вывозя детей из блокадного Ленинграда.
Советский городской автобус, который выпускался на специально удлиненной для него рамой и добавленной третьей не ведущей осью. В годы Великой Отечественной войны автобусы работали на Дороге жизни, вывозя детей из блокадного Ленинграда.

Кому принадлежит данный экспонат лично мне неизвестно, но есть информация о том, что в скором времени он уедет в Уфу (или уже уехал).

Выпуск этих автобусов продолжался с 1936 по 1941 года. Вместимость машин составляла 48 человек (из них 32 сидячих места). Мощность двигателя ЗИС-5 составляла всего 73 л.с.
Выпуск этих автобусов продолжался с 1936 по 1941 года. Вместимость машин составляла 48 человек (из них 32 сидячих места). Мощность двигателя ЗИС-5 составляла всего 73 л.с.