У Чехова есть рассказ «О бренности». Он настолько коротенький, что приведенная цитата – это 80% всего текста:
«Надворный советник Семен Петрович Подтыкин сел за стол, покрыл свою грудь салфеткой и, сгорая нетерпением, стал ожидать того момента, когда начнут подавать блины.
Перед ним, как перед полководцем, осматривающим поле битвы, расстилалась целая картина. Посреди стола, вытянувшись во фронт, стояли стройные бутылки. Тут были три сорта водок, киевская наливка, шатола-роз, рейнвейн и даже пузатый сосуд с произведением отцов бенедиктинцев.
Вокруг напитков в художественном беспорядке теснились сельди с горчичным соусом, кильки, сметана, зернистая икра (3 руб. 40 коп. за фунт), свежая сёмга и проч.
Подтыкин глядел на всё это и жадно глотал слюнки. Глаза его подернулись маслом, лицо покривило сладострастьем.
— Ну, можно ли так долго? — поморщился он, обращаясь к жене. — Скорее, Катя!
Но вот, наконец, показалась кухарка с блинами. Семен Петрович, рискуя обжечь пальцы, схватил два верхних, самых горячих блина и аппетитно шлепнул их на свою тарелку.
Блины были поджаристые, пористые, пухлые, как плечо купеческой дочки… Подтыкин приятно улыбнулся, икнул от восторга и облил их горячим маслом».
Если вы погуглите, то через 15 секунд выясните, чем закончился этот рассказ. Не буду спойлерить. Но каково само описание масленичного обеда? Не чувствуете ли вы себя немного Семеном Петровичем Подтыкиным, когда читаете про наливки, селедки, обжигающие блины, «пухлые, как плечо купеческой дочки»? Про глотание слюны, икоту от восторга, обжигание пальцев и прочие телесно-физические проявления удовольствия от еды?
Именно этот рассказ наверняка имела в виду Татьяна Толстая, когда писала в эссе «Золотой век» следующее:
«И Чехов, и Гоголь, и Щедрин, и бесчисленные мемуаристы немало места на своих страницах уделяют описанию самозабвенного поглощения еды, процессу, буквально переходящему в оргию, занятию почти сексуальному. Сдержанность русской литературы в описании эротики, плотской любви с лихвой компенсируется многостраничными безудержными поэмами о желудочных радостях.»
Действительно, удовольствие, которое человек получает от вкусной еды, сравнимо с удовольствием от секса. Такое же радостное предвкушение с выделением огромного количества дофамина – гормона удовольствия, такой же самозабвенных процесс собственно поедания, поглощения вкусных блюд, когда невозможно остановиться, пока на тарелке остался еще хоть кусочек. Такое же расслабленное и удовлетворенное состояние после.
Все свидания влюбленных начинаются с совместной еды – именно этот процесс сближает людей, делает их отношения более интимными. Недаром говорят, что самые стойкие пары – это те, чьи вкусы в еде совпадают. Здесь я процитирую Гоголя, «Старосветских помещиков», книгу, которая на 90% состоит из описания всяческой вкусной еды:
«Афанасий Иванович возвращался в покои и говорил, приблизившись к Пульхерии Ивановне:
— А что, Пульхерия Ивановна, может быть, пора закусить чего-нибудь?
— Чего же бы теперь, Афанасий Иванович, закусить? разве коржиков с салом, или пирожков с маком, или, может быть, рыжиков соленых?
— Пожалуй, хоть и рыжиков или пирожков, — отвечал Афанасий Иванович, и на столе вдруг являлась скатерть с пирожками и рыжиками.
За час до обеда Афанасий Иванович закушивал снова, выпивал старинную серебряную чарку водки, заедал грибками, разными сушеными рыбками и прочим. Обедать садились в двенадцать часов. Кроме блюд и соусников, на столе стояло множество горшочков с замазанными крышками, чтобы не могло выдохнуться какое-нибудь аппетитное изделие старинной вкусной кухни. За обедом обыкновенно шел разговор о предметах, самых близких к обеду».
О да, писатели-классики знали толк в еде!
И где же, спрошу я, у этих классиков осуждение героев-обжор? Ведь они за один присест съедают недельную норму калорий, а писатель этому как-то даже радуется и описывает это в деталях?
Зато какой-нибудь романчик на стороне – и ужас-ужас, героев все осуждают, «как они могли?!» и их перестают принимать в обществе.
Половина шедевров мировой литературы основана на сюжетах, где кто-то с кем-то переспал, не будучи в официальном браке и из-за этого произошло множество разных событий.
Давайте вспомним? «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Анна Каренина», в «Войне и мире» тоже есть, «Гордость и предубеждение» и вся Джейн Остин, весь Диккенс, а сколько детективных историй, сюжет которых завязан на сокрытии связи на стороне, внебрачных детей и прочего подобного?
Практически вся Древняя Греция – «Одиссея», «Илиада» - вспомните, из-за чего Троянская война началась? Пушкин, Чехов, Тургенев, Лермонтов, Толстой, Гончаров, Лесков, Куприн, Бунин, Набоков, Булгаков – у каждого найдется сюжет, замешанный на внебрачном сексе.
Но при этом герои спокойно объедаются, опиваются вином до полной отключки и их за это НИКТО НЕ ОСУЖДАЕТ!!!! Безобразие!
Вернемся в наше время из литературы прошлого.
Если девушка в беседе с коллегой упоминает, что вчера ходила на свидание с мужчиной и у них был секс – все ок, ее никто не осудит. А теперь представим, что та же девушка в разговоре с коллегами сообщает, что вчера весь вечер была дома одна, заказала себе пиццу и всю ее съела в одиночку – круглые глаза коллег обеспечены. «Пиццу? Целую? Одна все съела? Да в ней же полторы тысячи калорий!» - и на девушку выливаются презрительные и осуждающие взгляды.
Когда наш мир успел так измениться? Почему теперь не осуждаются внебрачные связи(и слава богу), но осуждается «внебрачная», то есть превышающая норму дневной калорийности связь с едой? Развратное поедание гамбургеров, сладострастное запихивание в себя торта «Наполеон», соблазнительное надкусывание пирожного «Тирамису», эротичное прихлебывание «кока-колы» со льдом – еда теперь это новый секс.
Даже новые жанры контента появились – мукбанги, фуд-порно, нёйтамори(не буду расшифровывать, а то Дзен забанит мой канал). Мукбанг – это видео, где разные люди просто едят на камеру разную еду, причем едят с удовольствием, чавканьем и причмокиванием.
А фуд-порно – фото или видео, где еда снята в максимально привлекательном виде, вызывающем желание немедленно ее съесть.
Вот, например, типичное фуд-порно:
И люди смотрят этот контент с большим удовольствием. Раз уж самим нельзя поесть от души, так сказать, до полного удовлетворения, так хоть посмотреть, как это делают другие.
Еще одна цитата, буду сегодня, как Хоботов, «обволакивать вас цитатами»:
«Тело в нашей диетологизированной культуре – раб, враг, нечто, подлежащее жесточайшему контролю и истязанию, иначе оно воспрянет и заявит о своих желаниях. С либидо, другой потребностью тела, этого, в общем, более не происходит – удовлетворить сексуальную потребность мимоходом, так сказать, сексуально перекусить в кафе, мимо которого проходил или заказать себе обширный обед из множества сексуальных блюд вовсе не считается зазорным. Еще каких-то 100-150 лет назад все было ровно наоборот….»
Светлана Бронникова, «Интуитивное питание. Как перестать беспокоиться о еде и похудеть».
Так отчего же мир так изменился? Почему еда теперь стала таким же запретным удовольствием, как раньше секс? Все дело в том, что еда стала доступной. Еды стало много, разнообразной и вкусной, наверное, впервые со времен всей истории человечества. И еда стала не просто необходимостью, чтобы утолить голод, но и источником удовольствия.
Потому что мы забросили традиционную религию и создали новую – религию ТЕЛА. Благодаря бешеному развитию средств массовой информации именно визуального толка – телевидение, интернет, цветная глянцевая пресса – в последние 80-100 лет сформировался культ красивых людей. Успешность человека определяется его внешностью – поэтому богатые люди побежали делать пластические операции, ушивать себе желудки и массово сели на новомодное лекарство «Оземпик». Чтобы если не быть, то хотя бы казаться совершенными. Естественно, что как и во всякой другой религии, любое удовольствие, не ведущее к служению верховному божеству(в данном случае – Совершенному Телу), считается запретным, постыдным, греховным. Еда – грех, как двести лет назад грехом считался любой секс вне брака, так и сейчас грехом называют любую еду, кроме той, что поддерживает организм в вертикальном положении.
Стали модными диеты на 800 калорий в день. А 800 калорий – это дневная норма в концлагере времен Второй мировой войны. Ровно столько давали в день узникам концлагерей. А если вы употребляете в день около 2500 калорий – это уже приравнивается к разнузданному греху чревоугодия и требует покаяния на тренажерах.
Человечество как будто загнало себя в тюрьму, где правят жестокие надзиратели – Обезжиренный Творог и Отварная Брокколи и в их обществе тебе предстоит провести свое пожизненное заключение, если ты хочешь достичь истинной святости в новой религии – религии Тела.
И как ранее грешника, а чаще – грешницу, позволившую себе секс вне брака, секс ради удовольствия, в первую очередь осуждали не священники, а свои же соседи, родственники, кумушки перемывали ей кости, называя «падшей женщиной», так и теперь, если ты съела на работе пирожное – коллеги будут делать круглые глаза и спрашивать, не превысила ли ты свою дневную норму калорий?
Как российский крестьянин XVIII века через слово поминал Бога – «если Бог даст», «как Бог велит», «с Божьей помощью сделаю», так сейчас подружки или коллеги через слово вставляют в разговор «ой, нет, мне нельзя углеводы, я на диете!», «это слишком калорийно», «на мне джинсы не сходятся», «я уже похудела на размер» и т.п. Даже термин специальный уже появился –«fat talk», «жирные разговоры», кстати, психологи уверяют, что подобное общение очень вредно, так как способствует невротизации и даже влияет на заболевания расстройствами пищевого поведения.
Так что, когда вы покупаете в супермаркете пирожное и вдруг увидели на себе чей-то осуждающий взгляд – не пугайтесь, это просто очень религиозный человек, которому вы только что оскорбили все его чувства верующего.
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на мой канал!