Найти тему

Николаевская железная дорога: из истории создания магистрали между Петербургом и Москвой

Оглавление

8 июня 1843 года началось строительство Николаевской железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой.

Сначала — Санкт-Петербурго-Московская, затем Николаевская, а после Октябрьская — история этой железной дороги берёт своё начало ещё в первой половине XIX века. Можно сказать, что её начало было положено в ноябре 1837 года с открытием Царскосельской железной дороги — ведь именно она доказала способность железных дорог эффективно функционировать в погодных условиях нашей страны как летом, так и суровой зимой. В результате в феврале 1842 года Николай I подписал указ о строительстве железной дороги между Петербургом и Москвой. Авторами проекта стали Павел Петрович Мельников и Николай Осипович Крафт.

Имя Павла Мельникова часто встречается в исторических справках. Кем же был этот человек?

Павел Петрович Мельников: историческая личность

Павел Мельников родился в семье коллежского асессора и принадлежал дворянскому роду. Он был талантливым и способным человеком. Получив престижное образование, в 1833 году Павел Мельников стал профессором курса прикладной механики. В 1835 году вышла его работа «О железных дорогах», в которой были обоснованы возможности для строительства железных дорог в нашей стране. В том числе это послужило толчком для строительства экспериментальной Царскосельской железной дороги.

В 1865 году Павел Петрович Мельников стал главой Министерства путей сообщения. За время своей службы он внёс значительный вклад в развитие железных дорог в нашей стране, под его руководством сеть железнодорожных путей была увеличена на 7 000 км.

Павел Петрович Мельников. Из фондов Музея железных дорог России.
Павел Петрович Мельников. Из фондов Музея железных дорог России.

Санкт-Петербурго-Московская железная дорога

Работы по строительству Санкт-Петербурго-Московской железной дороги начались летом 1843 года. В эксплуатацию её вводили участками. Первым таким участком стал отрезок пути от Петербурга до Колпино — движение по нему было открыто в 1847 году.

Торжественное открытие магистрали состоялось осенью 1851 года. Первый поезд, проехавший по маршруту, достиг Москвы за 21 час 45 минут.

Открытка с видом на станцию Бологое. Николаевская железная дорога. 1916 год. Из фондов Музея железных дорог России.
Открытка с видом на станцию Бологое. Николаевская железная дорога. 1916 год. Из фондов Музея железных дорог России.

Николаевская железная дорога

В честь императора Николая I, по инициативе которого началось сооружение этой линии, железнодорожную магистраль переименовали в 1855 году — она стала Николаевской железной дорогой.

В состав этой магистрали постепенно включались и другие линии, например, участки Лихославль – Вязьма и Бологое – Полоцк, Московская окружная дорога. Протяженность Николаевской железной дороги к 1913 году составила более 1600 километров.

Николаевская железная дорога. Погрузка дров в тендер паровоза механическим способом. 1920 год.
Николаевская железная дорога. Погрузка дров в тендер паровоза механическим способом. 1920 год.

Октябрьская железная дорога

Октябрьская железная дорога получила своё название в 1923 году — после Октябрьской революции. Позже в её состав включили Северо-Западную железную дорогу. В 1933 году начались работы по электрификации, а уже в XXI веке магистраль Санкт-Петербург – Москва была реконструирована, благодаря чему удалось достичь скоростей передвижения по ней в 200-250 км/час.

На сегодняшний день Октябрьская железная дорога — одна из крупнейших железных дорог России, её эксплуатационная длина составляет более 10 000 км.

Приходите в Музей железных дорог России!

Хотите узнать больше об истории железных дорог в нашей стране? Посетите Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге. Здесь вы увидите уникальные экспонаты: устройства и специальную технику, локомотивы и вагоны, исторические документы. Также в нашем музее вы сможете увидеть уникальный макет Царскосельской железной дороги.

Когда в России появилась первая железная дорога для пассажирских поездов? Читайте в нашей прошлой статье. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые материалы!

Нет возможности посетить музей лично? Воспользуйтесь нашим уникальным мобильным приложением. Здесь вы найдете 3D-модели экспонатов, онлайн-экскурсии, фотографии из архива и многое другое. Приложение доступно для скачивания: