Найти в Дзене

"Моисей вступил во мрак, где Бог..." Святитель Григорий Нисский о непознаваемости Творца

Крутая гора Бога воспринимают не зрением и не слухом. Его нельзя постичь путём обычных размышлений. Ибо «глаз не видел того, не слышало ухо», и ничто подобное не приходило «на сердце человеку» (1Кор.2:9).
Но тот, кто намеревается приступить к познанию возвышенного, должен сначала избавиться от всяких чувственных и безрассудных порывов.
Когда же он очистит свой разум от всех представлений, основанных на чувственном восприятии, - тогда, наконец, он дерзает приступить к высшему.
Да, богословие – крутая и труднодоступная гора, и большинство людей с трудом достигает лишь её подножия.
Божественное слово запрещает людям уподоблять Божество чему-либо из познаваемого, поскольку всякое понятие о Божественной природе, порождённое в воображении нашего рассудка рассуждениями и предположениями, представляет не Бога, а лишь Его образ. Богословы с нечистой одеждой Большинство израильтян было не в состоянии вместить глас свыше. Они обратились к Моисею с просьбой, чтобы он сам познал невыразимые тайны,
Оглавление
Святитель Григорий Нисский, Учитель Церкви (335 - 394)
Святитель Григорий Нисский, Учитель Церкви (335 - 394)

Крутая гора

Бога воспринимают не зрением и не слухом. Его нельзя постичь путём обычных размышлений. Ибо «глаз не видел того, не слышало ухо», и ничто подобное не приходило «на сердце человеку» (1Кор.2:9).
Но тот, кто намеревается приступить к познанию возвышенного, должен сначала избавиться от всяких чувственных и безрассудных порывов.
Когда же он очистит свой разум от всех представлений, основанных на чувственном восприятии, - тогда, наконец, он дерзает приступить к высшему.
Да, богословие – крутая и труднодоступная гора, и большинство людей с трудом достигает лишь её подножия.
Божественное слово запрещает людям уподоблять Божество чему-либо из познаваемого, поскольку всякое понятие о Божественной природе, порождённое в воображении нашего рассудка рассуждениями и предположениями, представляет не Бога, а лишь Его образ.

Богословы с нечистой одеждой

Большинство израильтян было не в состоянии вместить глас свыше. Они обратились к Моисею с просьбой, чтобы он сам познал невыразимые тайны, а затем наставил народ в полученном свыше учении. Так и в Церкви: не все стремятся сами узнать Божественные тайны и, избрав из своей среды того, кто способен вместить Божественное, благоразумно внимают ему и принимают на веру всё, что услышат от посвященного. Ибо сказано: «Не все апостолы и не все пророки» (1Кор.12:29).
Однако в наши дни во многих церквях это правило не соблюдают. Многие из нуждающихся в очищении от прежних дел, неомытых и с запятнанной житейской одеждой, опираясь лишь на свойственное животным чувственное восприятие, дерзают взойти на Божественную гору.
Но, словно камнями, они побиваются собственными измышлениями, поскольку еретические воззрения – действительно своего рода камни, которые убивают самого изобретателя ложных учений.

Мрак непостижимости

Моисей вошёл во мрак и в нём увидел Бога (Исх.20:21). Что это означает? Ведь ранее Божество явилось во свете, а теперь - во мраке. Однако не будем думать, что здесь противоречие. Тем самым Писание учит, что познание благочестивой жизни сначала подобно свету для тех, в ком оно укореняется. Но, продвигаясь всё дальше, ум достигает рассуждения о познании сущего, и чем ближе он к его созерцанию, тем лучше видит, что Божественное естество - незримо.
В этом и заключается истинное познание того, что он ищет. Истинное видение - в невидении, ибо Тот, к Кому он стремится, превосходит всякое знание и окружён со всех сторон непостижимостью, как мраком. Не только для людей, но и для всякой разумной природы ведение Божественной Сущности недостижимо.
Поэтому когда Моисей возрос в познании, то засвидетельствовал, что видел Бога во мраке, то есть познал, что по Своей природе Божество выше всякого ведения и постижения. Ведь сказано: «Моисей вступил во мрак, где Бог» (Исх.20:21). Какой Бог? Тот, Который «мрак сделал покровом Своим» (Пс. 17:12), как говорит Давид, посвящённый в неизреченные тайны в таком же сокрытом святилище.

Полный текст https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/o-zhizni-moiseja-zakonodatelja-ili-o-sovershenstve-v-dobrodeteli/