Найти тему
Дама со свинкой

Почему прожорлив Герой сказок?

Возможно, кто-то уже нашёл ответ на этот вопрос с того момента, как сам Владимир Яковлевич Пропп вывел его в нерешённый в своём титаническом труде "Исторические корни волшебной сказки", я всё равно продолжу изобретение велосипеда и вставлю своих пару копеек.

Итак, в чём же загвоздка? Есть сказочный (иногда мифологический) герой, который испытывается огромным количеством еды... То есть он непременно должен съесть продуктов на 10000 рублей (в наше время, учитывая космические цены, это даже не подвиг), иначе он не пройдёт препятствие, или потеряет возлюбленную, или ему отрубят голову...

Шестой подвиг Астерикса. Точнее, Обеликса!
Шестой подвиг Астерикса. Точнее, Обеликса!

И, так как В. Я. Пропп соотносит сказочную формулу с обрядовыми функциями, он логично пытается связать этот элемент с похожим: а именно взятием Героем в дорогу железных просфор или хлебов, которые символизируют долгий путь в Царство Мёртвых. То есть пока ты их разгрызёшь своими циркониевыми коронками, как раз минует срок, необходимый для пешего достижения Аидовых Чертогов. Но, уловив связь, Владимир Яковлевич тут же неожиданно (с моей профанической позиции) впадает в тупик. Ведь "герой обычно испытывается не столько железной пищей, сколько огромным количеством её" - говорит выдающийся фольклорист. В пример приводится Геракл:

"Именно Геракл во многом особенно близок к нашему герою: он также выполняет трудные задачи, он также спускается в преисподнюю. Из преисподней приносятся магические способности, и одна из этих способностей - это способность много есть. Почему? На этот вопрос нельзя ответить никакими ссылками, можно только констатировать самый факт!"


Далее совсем изумляет появление в теории Проппа "
призраков", то есть их главного признака - невидимости. Ну нет у призраков спины, значит вся еда проходит сквозь неё! Вот и ответ, почему Герой так много жрёт! Он призрак. Ну, то есть мертвец! Хотя, как раз мертвецы, сколько мне помнится, не бесплотны (я тоже смотрела несколько фильмов про зомби, хоть и не люблю этот жанр).

Пропп, конечно, фильмов о зомби не глядел, но главное отличие призраков от мертвецов, полагаю, было ему известно. И, сам себе противореча, Пропп заявляет: "Природа мертвецов (а герой приобретает силу мертвецов) известна: одна из особенностей их та, что они не едят". Замечательно: они не едят, но Герой обжирается, но вроде как всё идёт мимо (и причина не два пальца в рот, а отсутствие... спины?), только в сказке ничто на это "мимо" не указывает! Гипотезу же О. М. Фрейденберг о том, что герой потому прожорлив, что "прожорлива и ненасытна смерть", Пропп, возможно, справедливо признаёт менее вероятной, чем свою. Хотя его гипотеза про то, что, может, у Героя и спины нет, как-то совсем сомнительна...

Моя теория

  • Возвращаясь к связи с Иным Миром, которую Пропп чует, но никак не может нащупать (как многие персонажи его любимых сказок, кстати) из-за несовпадающих внешних характеристик, предположу:

Если путь в Царство Мёртвых долог и тернист, и Герой берёт с собой менее скоропортящийся продукт - железный хлебец, то логичный вопрос: а сколько он его будет кушать? Выше я уже отметила: дооолго, очень дооолго. Потому что железо - материал прочный (как раз до Преисподней хватит или в плацкарте до Владивостока).

-2

Второй вопрос: сколько Герой будет уплетать огромное количество еды (нормальной, а не железной)? Ответ ровно такой же: дооолго-предооолго (поезд упомянут не случайно: как вспомню, сколько в детстве всего лишь на пару дней еды набирали...). Как в детской задачке с подвохом: что весит больше - килограмм пуха или килограмм гвоздей?

То есть если сравнивать продукты не по их внешней характеристике, а учитывая время их поедания, как раз и выходит, что они РАВНЫ! И огромное количество "привычной" еды, и труднопоглощаемая (железная) пища требуют на себя много времени. Вот Герой и показывает, что он уже не где-нибудь, а в Царстве Мёртвых и что он - съев количество пищи, неподсильное живому, уже преодолел границу миров и теперь приобщился к Другому, Мёртвому Миру.

Время же в сказке нелинейное, да и вообще странно течёт: большие расстояния преодолеваются формулами "долго ли, коротко ли" и различными предметами: железными сапогами, которые нужно истоптать (или несколькими парами); железной клюкой/ палицей, которая в дороге изотрётся, ведь на неё нужно опираться при ходьбе; и упомянутым железным хлебом, который нужно изгрызть. Вот и получается: с одной стороны, нужно съесть еду в Царстве Мёртвых (как у Бабы-Яги или у Аида - вспомним Персефону и зёрнышки граната), чтобы приобщиться другого "измерения", а с другой - показать не только на иное пространство, но и на иное (прошедшее, преодолённое) время, и тоже через еду: либо её зубодробительной формой, либо количеством.

-3

Рассуждения о дальнейших испытаниях это подтверждают. И бег к колодцу за "целющей водой", когда "Герой тужит, [что] ему и за год не успеть достать её" (это в каком же месте колодец, что ни один марафонец такую дистанцию не выдержит?! Разве что Форрест Гамп), "и метание предмета "за тридевять земель" - так или иначе всё связано с преодолением границ миров. Вспомним присказку: "Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается". О том, что проходит время, и свидетельствуют такие вот МАРКЕРЫ, на первый взгляд, не всегда заметные. Так что ничего нового "прожорливость" Героя не добавила, разве что в очередной раз подчеркнула: как мнооого времени прошло и как мнооого прошёл наш Герой ножками!

  • Больше сказочного тут!