Найти тему
Дама со свинкой

Змееборство в Гарри Поттере. Джинни и Гарри - каноническая сказочная пара!

Оглавление

Ещё много лет после выхода заключительной части "Гарри Поттера" Джоан Роулинг терзали сомнения, а правильно ли она поделила героев на пары? Главный вопрос, тревоживший и писательницу, и её фанатов: почему же Гарри не остался с Гермионой? А ведь в том, что именно Джинни Уизли стала избранницей Гарри, была своя логика, и продиктована она была не симпатиями автора или личностными качествами героев, а самой структурой волшебной сказки, которой Джоан Роулинг - сознательно или нет - тем не менее следовала.

Волшебная сказка как особый жанр выделялась советским фольклористом Владимиром Яковлевичем Проппом. Мотивная структура этой сказки, её морфология схожа у разных народов и на разных континентах (от американских индейцев до якутов, от зулусов до греков). Роулинг безусловно всесторонне знакома и с английским (который соотносится и с мировым) фольклором, и с литературой, и с историей - эти составляющие оказали сильное влияние при написании "сказки" о Гарри Поттере. Существенно, что повторялись не только внешние атрибуты (волшебная палочка, колдовство, магические животные: дракон, единорог и т. д.), но и фабула сказки (следование ей в одном элементе неизбежно приводит к следованию и в другом).

Если коротко, охарактеризовать волшебную сказку можно словами В. Я. Проппа:

жанр сказок, который начинается с нанесения какого-либо ущерба или вреда (похищение, изгнание и др.) <...> и развивается через отправку героя из дома, встречу с дарителем, который дарит ему волшебное средство или помощника, при помощи которого предмет поисков находится. В дальнейшем сказка даёт поединок с противником (важнейшая форма его - змееборство), возвращение и погоню. Он <...> воцаряется и женится или в своём царстве или в царстве своего тестя.
Святой Георгий (Победоносец) убивает змея и спасает царевну (такая крошечная в нижнем правом углу)
Святой Георгий (Победоносец) убивает змея и спасает царевну (такая крошечная в нижнем правом углу)

Можно, конечно, рассмотреть вообще "всего" Гарри Поттера на вопрос следования сказочной композиции, и каждая отдельная книга так или иначе ей вторит, но это просто отдалит нас от темы статьи. Поэтому я остановлюсь на ключевой части для последующего брака Гарри и Джинни, а именно - "Тайной комнате".

Думаю, многие уже заметили некоторое сходство между книгой Роулинг и определением, данным Проппом. Если мы берём интересующий нас момент (именно попадание Гарри в
Тайную комнату), то этот эпизод очень точно напоминает волшебную сказку:

В сказке герой (Иван-Царевич, к примеру) отправляется в Тридевятое или Тридесятое Царство (что является аналогом
Потустороннего мира, Царства Мёртвых. Проще говоря - это Тот Свет). Пройти туда сложно, и только истинный Герой может преодолеть границу миров (ложный герой проваливается. Его функцию здесь исполняет Златопуст Локонс. Можно сюда отнести и Рона, который после обвала туннеля тоже не может следовать за Гарри). Тридесятым царством, конечно же, является Тайная комната. Чтобы попасть на ту сторону, Герой проходит испытания. Важнейшим является вербальное (магия слова известна с древнейших времён). Вспомним, что Иван-Царевич знает специальную словесную формулу: "Избушка-избушка, стань по-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом!" Гарри же знает Парселтанг (англ. Parseltongue). Змеиный язык помогает попасть Герою туда, куда среднестатистическому персонажу вход заказан.

Мотив узнавания. Клеймение

Герой отмечен не только особым знанием, но и внешне - своеобразным клеймом. В сказке это: "А она его пальцем в лоб ударила. Загорелся на лбу свет", "Она сделала ему во лбу печать своим золотым перстнем". В сказке такое клеймо может делать суженая героя. Вызывает улыбку следующий случай, описанный Проппом:

Сказка начинается с того, что герой несчастлив в торговле. Ему ничего не удаётся. Об этом узнаёт царь и жалеет его: "Назвал его Бездольным, велел приложить ему в самый лоб печать - ни подати им пошлины с него не спрашивать

У Гарри клеймо - это шрам в виде молнии.

-3

Гарри (читать: Герой) узнаётся по "клейму" (самый распространённый поэтический приём) абсолютно всеми магами на протяжении всей своей жизни в магическом мире. У Героя есть и рана, полученная в бою (от клыка Василиска на руке). Это тоже одна из форм кровавого клейма. Более древнее значение клейма = "знак приёма в родовой союз, в родовое объединение". При этом не жена вступает в род мужа, а наоборот: "муж вступает в род своей жены. Последний случай мы всегда имеем в сказке. Он отражает матриархальные отношения". Наверно, тут можно порассуждать, что, по сути, семья Уизли приняла Гарри как родного (фанаты давно отмечали, что именно Гарри вошёл в семью Уизли, а не наоборот), хоть фамилию Поттер и стала носить Джинни. Именно в "Норе" Гарри всегда чувствовал себя как дома. Вспомним и любопытное совпадение из "Кубка огня": у папы Уизли тоже были "знаки" от завхоза, которые он получил как раз из-за гуляния со своей будущей женой - Молли:

Мы с твоим отцом гуляли <...> А ему досталось от Аполлиона Прингла, тогдашнего завхоза... у отца до сих пор заметны следы*"
* англ. "
the marks" имеет также значения "примета", "метка" и "клеймо". А глагол to mark - в т. ч. ставить знак, оставлять рубец.


А
Билл Уизли получил шрамы от Фенрира Сивого перед самой свадьбой. И именно эти знаки показали, что Флёр Делакур любит его не только из-за красивой внешности: "По-моему, моей к'гасоты вполне хватит на нас обоих! А все эти ш'гамы показывают только, как отважен мой муж!"

Мотив запретного чулана

Тайная комната соотносится со сказочным "запретным чуланом" (вариантом Тридесятого Царства. Так, в сказках Гримм чулан находится на Том Свете). Туда нельзя заходить, часто этот запрет связан с опасностью. Конечно, в условном "чулане" может находиться и сказочный Помощник-животное (напр. конь), который во многом подсобит Герою, но часто - всякие ужасы: разрубленные тела (вспомним "Синюю Бороду"), кровавый таз, кости, плаха и др. Нас интересует случай нахождения в чулане "скованного змея". Ведь в Тайной комнате Гарри ожидает змей Василий Василиск! Он, конечно, не "скован" в прямом смысле. Но пока комната была закрыта (запечатана), выбраться он не мог! Ещё замечу некоторую двойственность: Василиск является врагом всех, в том числе и Героя. Но вот для Наследника Салазара Слизерина он никто иной как животное-помощник, которого тот приобрёл, открыв в первый раз комнату ещё в 1943 году. Ведь Василиск исполняет только его приказы.

«Битва святого Георгия с драконом» (Паоло Уччелло, ок. 1456 года)
«Битва святого Георгия с драконом» (Паоло Уччелло, ок. 1456 года)

Где именно находится чулан в сказках? В огромном большинстве случаев "запретный чулан" находится в "большом доме" ("юноши, начиная с момента половой зрелости и до вступления в брак, уже не живут в семьях своих родителей, а переходят жить в большие, специально построенные дома"). Здесь интересна та форма сказки, которая оставляет героя жить на несколько лет в учении у колдуна или старика:

"Чему же герой выучивается? Он выучивается оборачиваться в животных или обучается языку птиц".

То есть в том доме, где Герой живёт, так сказать, до совершеннолетия, есть комната, где, возможно, проходила инициация. Здесь видна некоторая перестановка. В сказке Герой, совершив подвиг, уже может жениться и воцаряться. Но Гарри естественно продолжает обучение. Такая контаминация может быть объяснена и реалиями современной Англии. Женить малых детей сегодня незаконно. Но и раньше в некоторых общинах проходили годы, пока посвящаемый мог считаться полноценным членом общества: жениться, заводить семью.

Ещё один нюанс: Тайная комната расположена глубоко под землёй (как какой-нибудь Аид): "мы ушли под школу на целые мили". Наш змей хтонический (=подземный)!

"Долго ли, коротко ли, набрёл Иван на подземный ход. Тем ходом спустился в глубокую пропасть и попал в подземное царство, где жил и царствовал шестиглавый змей. Увидал белокаменные палаты, вошёл туда"

Змей-похититель

Змеи в сказках бывают нескольких разновидностей. И очевидно, что наш случай - это Змей-Похититель! Одна из основных функций сказочного Змея - похищение ЖЕНЩИН! Чудовище уносит в Тайную комнату Джинни Уизли. Оговорка: под влиянием дневника Джинни сама спускается в Тайную комнату, но нам важно, как это обозначается для всех остальных: "Монстр напал на ученика. На сей раз утащил в Тайную комнату"

Даже формальный "унос" отсылает к конкретному
мотиву похищения. В любом случае, этот акт был недобровольным. Мы же имеем похищение Змеем девушки/царевны и отправки Героя ей на выручку. Змей к тому же может в виде нечистой силы вселяться в девушку и мучить её. Классический случай с проникновением в сознание Джинни Волан-де-Морта через крестраж-Дневник: "Дорогой Том, мне кажется, что я теряю память <...> я схожу с ума". Змей, конечно, является одной из ипостасей Волан-де-Морта. Вспомним, что в итоге, последний и сам приобретёт внешнее сходство со змеёй.

-5

Также Змей-похититель - всегда водяное существо:

"три черты, общие им всем. Змея́ имеет большие размеры и фантастический вид, она живёт в воде и может её поглотить, задержать и вновь извергнуть; она пожирает людей, которые или погибают от этого, или приобретают магические силы и здоровье".

Василиск передвигался по канализационным трубам. И если в сказке Змей может влиять на движение рек, их пересыхание, то в школе появление Василиска часто провоцировало либо затопление, либо наоборот: блокировало подачу воды (=неработающие туалеты!). Да и дорога в Иное Царство во многих поверьях лежит через воду (= трубы в туалете). Также "водяной змей может быть засвидетельствован на самых ранних известных нам ступенях общественного развития". Примеры из Ригведы:

"Реки говорят: русло вырыл нам Индра, он, имеющий в руке молнию [ср. шрам в виде молнии на лбу Гарри]; он убрал, убил Вритру, задерживавшего воды. Мощью и силой убив Вритру, ты [Индра] выпустил реки, поглощённые драконом";

"У ама-зулу люди боятся пользоваться водой одного озера, так как в нём обитает змей Умугарна". Ученики Хогвартса боятся заходить в туалет Плаксы Миртл.

Индра убивает Вритру
Индра убивает Вритру

Многие волшебники уверены, что Тайная Комната - это просто легенда, и её не существует. Пропп прямо пишет о "тайной комнате":

В доме есть потайная комната, на передней стороне которой изображён ворон. Ворон открывает клюв, туда ввергается посвящаемый, а через некоторое время (срок не указан) он выхаркивается

У Роулинг вход в Тайную комнату описан следующим образом: "Гарри увидел перед собой гладкую стену, на которой вырезаны две свившиеся в кольца змеи с поднятыми головками, вместо глаз у них блистали огромные изумруды*" (о связи змей и птиц - см. ниже!)

-7

Пропп считал название "тайная комната" не совсем удачным. Так как "Она представляет тайну только для неофита до совершения обряда, после чего перестаёт быть тайной". Это ключевой момент. И действительно, после приключений Гарри Тайная комната - перестаёт быть тайной или легендой. Загадка разгадана.

  • *в сказках также с фигурой Змея фигурируют драгоценные камни: "герой находит в желудке или голове змея алмазы или драгоценные камни, и змей дарит их герою". Рэдклифф-Браун отмечает: "Имеется широко распространённая связь кристаллов кварца с радужной змеёй, и по всей Австралии эти кристаллы относятся к самым важным волшебным
    субстанциям, употребляемым шаманом
    ".

Баба-Яга или просто Яга

Её основная функция - сторожить. Яга - сторож страж границ между мирами! С одной стороны, она мешает неизбранным проникнуть во владения мёртвых. С другой, помогает Настоящему Герою! Интересно, что во второй книге о Гарри можно выделить две "Яги". Одна - исконная и самая древняя. Это паук (при родовом строе стражем Иного Мира выступало какое-либо животное. В более позднее время от него остались реликты в виде курьих ножек у избушки).

-8

Гарри идёт в лес (как обычный Герой сказки), при этом следует за пауками (варианты в сказках: крошки у Гензель и Гретель, клубок ниток у Ивана-Царевича или жук в Египетской сказке), встречается там с Арагогом, узнаёт важные для себя сведения. Но это уже современное добавление - ложное ответвление. Гарри спасается от Паука (Яга может выступать и как пожирательница-людоедка) посредством помощника - машины Форд "Англия" Артура Уизли (помощник-животное в более поздних сказках заменяется помощником-предметом), - но сразу в "Иное Царство" не попадает. Он получает разве что ключ к разгадке.

А вот вторая "Яга" прямо указывает ему на вход. Это Плакса Миртл. С одной стороны, вспомним, что именно она отпугивала остальных учеников (которые боялись посещать туалет), то есть охраняла вход в Иной Мир от непосвящённых. С другой, Гарри она указала место, где видела "два огромных-преогромных жёлтых глаза". Она абсолютно уверена, что он умрёт, ведь в Царстве Мёртвых живым делать нечего. Поэтому в конце немного разочарована: "Ты жив... Я просто подумала, вдруг ты умер и мы бы разделили с тобой мой туалет... Я была бы очень этому рада!"

Помощник. Уязвимость Змея

Чтобы победить Змея, Герою нужен помощник! Сказочное животное. Такое животное объявляется в самый критический момент: прилетает Феникс Фоукс. В сказках птица является частым и исконным помощником. Герой сказки садится на птицу, чтобы попасть в Царство Мёртвых и обратно домой. С помощью Фоукса Гарри с друзьями только покидает Тайную комнату. Без помощника Герой НЕ МОЖЕТ ПОБЕДИТЬ! Именно Фоукс делает основное (ослепляет* Василиска) и помогает достать Гарри волшебный предмет - меч Годрика Гриффиндора. В сказках именно "конь" (а не сам герой) часто убивает змея! Обратный случай, где всё делает герой, - уже более позднее переосмысление.

  • *Сила Змея может быть в огненном пальце или другой части тела (сравним с мотивом Ахиллесовой пяты). Чтобы победить, нужно отрубить эту важную часть (Выколоть глаза = сделать Змея уязвимым).

Но именно влияние на помощника и то, что животное несёт ему службу, тоже характеризуют персонажа как Избранного и Героя (после посещения страны Мёртвых Герой в сказках приобретает различные способности: исконные - это управление животными и умение говорить на их языке; а также способность исцелять). Гарри, конечно, умеет говорить на змеином языке и до посещения "Иного мира". Это уже рокировка от Роулинг. Но вот Фоуксом до всех событий Гарри не управлял. Дамблдор даёт рациональное объяснение, что заставило Фоукса прилететь на помощь: "Там, внизу, ты проявил настоящую доблесть - иначе Фоукс не прилетел бы к тебе". Но можно сказать короче: Фоукс помогает Герою просто потому, что он - Герой.

-10

Мотив исцеления сохранён в исцелении Гарри слезами Фоукса. Конечно, сам Гарри никого исцелять не может (иначе история Гарри совсем бы потеряла "реалистический" компонент). Не зря также Джинни передушила всех петухов (ещё одна птица, которая могла справиться с чудовищем). Змей же вообще сам соотносится с птицей (так в культурах разных народов есть ирий - потусторонний мир, который находится под землёй или за морем, куда путь лежит через воду, в частности, через омут, !водоворот!. "Тот свет", куда попадают души умерших, тесно связан с мотивом зимовки там птиц и змей"). То есть считалось, что душа превращалась либо в птицу, либо в змея, чтобы добраться до Другого Мира, в котором ей предстояло обитать.

Связь между Героем и Змеем

Змей связан с Героем с самого рождения! Именно эта связь определяет гибель Змея. "Фигура змея каким-то образом предначально связана с героем, его рождением. Что между героем и змеем есть связь от рождения, это в русской сказке прямо не сказано, но сквозит в мотиве "супротивника". Змей еще никогда не видел героя, но каким-то образом не только знает о его существовании, но и знает, что он погибнет от его руки". Гарри получает часть души Волан-де-Морта совсем младенцем. Но именно пророчество Трелони ещё до рождения Гарри запускает всю цепочку: Вол-де-Морт знает из предсказания, что погибнет от руки Гарри, и именно он сам связывает свою судьбу с ним ещё до убийства его родителей. Одна из его частей (Василиск) это тоже может почувствовать.

Мотив двойничества

"Если рождённый от змеи сам есть змей или превращается в него и если этот рождённый от змея убивает змея, то не здесь ли кроется разгадка "супротивника"? Не потому ли герой убивает змея, что он исторически - сам змей или сам - рождённый от змея, т. е. вышел из змея? Ведь почему-то в египетском мифе-сказке остров, на котором обитает змей, называется островом двойника. Не двойника ли боится и наш сказочный змей?"
Сет делает всю грязную работу, пока Ра сидит в лодке
Сет делает всю грязную работу, пока Ра сидит в лодке

Наиболее полно этот мотив будет развит в пятом томе "Орден Феникса", где Гарри будет проникать в сознание Тёмного Лорда. По сути, сам Вол-де-Морт (Змей) создал условия для своей гибели. Он создал единственного Врага, который может убить его, и только потому, что Гарри содержит часть его души.

Обычная формула сказки сводится к утверждению: "я могу погибнуть только через Ивана" (= Героя). Но её можно и свести к варианту: "я могу погибнуть только через себя". Пропп приводит в пример псковскую сказку: "Змей подымался, и от зуб его уже не было спасенья. Он был и только сам себя мог умертвить, чужая ж сила сладить с ним никак не могла". Русская сказка приводит интересный пример гибели Змея от самого себя (=самоубийство): "Когти в грудь запустил и рванул так сильно, что разорвался пополам и с визгом на землю грянулся и здох". Вол-де-Морт умирает от своего же заклятия, отражённого в него. В этом тоже можно углядеть самоубийство (хоть и не намеренное).

Вспомним, как именно Вол-де-Морт дал Гарри средство себя убить: "
Попытавшись убить тебя, Волан-де-Морт сам избрал удивительного человека, сидящего сейчас передо мной, и сам дал ему средства для борьбы, которые позволят ему сделать свое дело! <...> он сам подобрал себе врага, который способен прикончить его и снабдил этого врага смертоносным оружием!" Сравните: "ясно, почему змею известен враг и победитель: он рождён от него же, от змея, именно он, и только он, есть "супротивник" змея и поражает его насмерть"

После гибели змея в сказке опасность сохраняется. Появляются
Змеихи, которые преследуют Героя и хотят убить. Такой "Змеихой", конечно, является сам Том Реддл. Который ждёт, пока Гарри скончается от яда Василиска.

Образ похищенной

Змеи в сказках (их аналоги в мифах) часто требуют себе дань в виде молодых девушек. В качестве примера приведу знакомую многим сказку Евгения Шварца "Дракон", где героиня Эльза готовится принести себя в жертву Дракону:

"Он наложил на наш город дань. Каждый год дракон выбирает себе девушку. И мы, не мяукнув, отдаём её дракону. И он уводит её к себе в пещеру. И мы больше никогда не видим её. Говорят, что они умирают там от омерзения"

Похожий случай имеется и в мифологии. Миф о Минотавре повествует о семи девушках и юношах (либо каждый год семь детей), приносимых в жертву страшному чудовищу. Случаи эти повсеместны и общекультурны. Заметим, что часто в жертву Змею приносилась не девушка, а девочка. Важен был мотив её целомудрия:

"чтобы убедить его [водяного бога], что невеста целомудренная, его венчают с маленькой девочкой, которая, конечно, не знала никакого другого мужчины"

Здесь тоже идёт отсылка к обряду инициации, когда девочка становилась невестой, женой, матерью. Но роман "Гарри Поттер" - преимущественно для детей, так что не будем здесь развивать линию ритуальной дефлорации :)

С другой стороны, девочка становилась невестой божества, которое старались умилостивить: "В г. Чичен-Ица были найдены кости и черепа девушек, а также бусы и другие украшения девушек, которые, по сообщению хроникёров, живьём были брошены в этот пруд. <...> Путём добровольной отдачи жизни, крови и имущества хотели насытить богов, чтобы они не имели повода к преследованиям. Ещё и сейчас индейцы верят, что засуха прекратится только тогда, если кто-нибудь утонет". В Гарри Поттере над Хогвартсом нависла опасность закрытия. Ученики подвержены нападениям. Чтобы прекратилась серия несчастий, "приносится жертва" - Джинни. Интересно, что она становится последней жертвой Василиска.

Приведу у Проппа ещё потрясающий случай с крокодилом (заметьте, везде примеры с умилостивлением Божества Воды. Наш Василиск - тоже тварь, непосредственно связанная с водой). Девушку в нём "украшают цветами, натирают благовониями", оставляют на берегу, после чего её утаскивает какой-нибудь крокодил: "
Народ вполне был убеждён в том, что она действительно становится женой крокодила, считая, что в случае, если бы она не оказалась девственницей, он бы вернул её назад" :)

Солнечный атрибут Царевны

"Всё, сколько-нибудь связанное с тридесятым государством, может принимать золотую окраску". Так что "обитательнице этого царства [в данном случае, девочке, находящейся в Тайной комнате], царевне [проще говоря, невесте Героя], всегда присущ какой-нибудь золотой атрибут". Таким атрибутом часто становятся волосы героини: "Если упомянуты её волосы, они всегда золотые. Отсюда и её имя «Елена Золотая Коса Непокрытая Краса»".

-12

У Джинни рыжие (медные) волосы. Медь в сказке часто соотносится с золотом: "«медный» есть синоним «жёлтого», и имеется в виду не его состав, а его окраска. Медная или жёлтая окраска - разновидность золотой окраски". Красный, рыжий, золотой, огненный - это всё цвета иного мира, солярного: "золото идёт не от металла, а от огня" и "золотая или медная окраска есть окраска солнечного царства". Сравните описание шевелюры Джинни от Роулинг после выпитого снадобья: "Когда Гарри глядел на дым, струящийся сквозь копну её огненно-рыжих волос, ему казалось, что бедняжка Джинни горит".

Зачастую условие брака - есть
временная смерть. Пребывание героини в гробу (в дереве, в животном) предвосхищает её последующее оживление героем. Сюда и сказка о Мёртвой Царевне, и Белоснежка, и Спящая Красавица, и многие другие. Джинни, хоть и не лежит в гробу и не проглочена Змеем (её скормление ему, видно, предполагается позднее), но всё равно описана как труп: "лицо её было белое как мрамор и такое же холодное". Можно сказать, что она умерла, но Гарри оживил её.

  • "Смерть принимала формы пространственного продвижения". Это и ключ к преодолению большого расстояния Гарри: "Гарри летит глубоко под замком, ниже всех подземелий".
  • "При обряде выход из чрева змеи представлялся вторым рождением". Выход из Тайной комнаты - это как выход из чрева Змеи.

Остальные мотивы. Мотив еды

Чтобы попасть в Загробный мир, нужно приобщиться к нему посредством еды. Вспомним миф о Персефоне, которая проглотила зёрнышко граната и не смогла покинуть Царство Аида, а также распространённую формулу в русских сказках: "Напои-накорми, спать уложи". Еда мёртвых появляется у Роулинг в главе "Юбилей смерти". Важно, что она неаппетитно выглядит:

"На красивых серебряных блюдах вытянулись большие протухшие рыбы, на подносах громоздились обгоревшие дочерна кексы, на большой тарелке покоился начинённый потрохами бараний рубец, кишевший жирными белыми червями, по соседству — огромный кусок сыра, весь в пушистой зелёной плесени. В центре стола — гигантский праздничный пирог в форме могильной плиты".

Новшество, конечно, в том, что Герои со товарищи всё-таки эти деликатесы не едят.

Мотив голода. Половой голод

Василиск питался одними крысами, он очень голоден. В сказках Голод Змея часто смещается на половой голод, но может происходить и ассимиляция одного с другим: "Схватил змей царевну и потащил её к себе в берлогу, а есть её не стал; красавица была, так за жену себе взял". Отсюда желание заполучить девушку. Но важно, что это более поздний элемент. Более архаичный связан с коллективным сознанием, когда не было места для индивидуальной любви в первобытном обществе: "стремление похитителя есть просто стремление к противоположному полу". То есть духи мужчин похищают женщин, и наоборот. Дракон персонифицирует собой Смерть.

"Царевна, похищенная "смертью" в лице дракона и т. д., всё же никогда не умирает. Судьба ее двоякая. В более ранних материалах она отбита у змея женихом. Таким образом, она имеет как бы два брака: один насильственный со зверем, другой - с человеком, царевичем".

Объективизация души. Bush soul

Затронем тему крестражей. Если мы хотим проследить связь со сказкой, то на ум прежде всего приходит Кощей ("одна из душ объективируется, становится самостоятельным страшным существом, теряет связь со своим хозяином, и она-то и вызывает смерть. Под объективизацией понимается вера, что душа мыслится как самостоятельное существо, могущее жить вне человека. Для этого даже НЕ ВСЕГДА нужно умереть. И живой человек может иметь душу или одну из душ вне себя. Это так называемая внешняя душа, bush soul"). Его смерть (по сути, часть его Души) находится вне тела - в игле, в яйце. Интересны и живые существа: "яйцо в утке, утка в зайце". И, чтобы убить Кощея, нужно сначала расправиться со всеми хранителями. Здесь вариант крестража в виде матрёшки :) То есть уничтожить крестражи можно лишь в определённой последовательности. В "Гарри Поттере" этот момент является произвольным. Видно, что душа может пребывать не только в предмете, но и в животном. У Волан-де-Морта это змея Нагайна.

"У банту человек имеет четыре души, из которых одна внешняя, в образе животного, самым интимным образом связанного с его телом. Это - то леопард, то черепаха, то рыба или какое-нибудь другое животное ".

"Душа сама становится причиной смерти"

Так Дневник Тома Реддла способен погубить героев. Именно этот осколок души чуть не убил Джинни. Это тесно связано с представлением, что души умерших тянут за собой души живых. Осколок души не имеет тела, по сути, он один в один напоминает душу умершего. И, чтобы вернуться, нужно занять место живого, похитить его душу. "Имелось воззрение, что смерть наступает от того, что душу похитил умерший в образе животного. Одним из таких животных является и змей". Кстати, здесь можно представить умершего Салазара Слизерина, обратившегося Змеем. Он точно с ним соотносится, ведь именно он оставил Василиска заместо себя следить чистоту крови учеников Хогвартса.

Интересно, что в фильме Василиск появился изо рта каменного Салазара Слизерина (сравните с клювом Ворона). Вновь виден мотив проглатывания и извергания
Интересно, что в фильме Василиск появился изо рта каменного Салазара Слизерина (сравните с клювом Ворона). Вновь виден мотив проглатывания и извергания

Мотив ослепления

В сказках и мифах герои часто ослепляют преследователя. Циклопу Полифему заливают глаза оловом, ведьме залепляют глаза тестом. Здесь ослепляется Василиск. Важно: чтобы спастись, нужно, чтобы представитель Иного Мира перестал тебя видеть. Вспомним обратный пример (В Гоголевском "Вии" смерть настигает Хому Брута в тот момент, когда он становится видимым для мира нечисти). Глаза - это Душа. "Пока не будут вырезаны язык и глаза (органы, которые (в Египте - особенно глаз) считались носителями души), змей не может считаться убитым". Чтобы победить Змея, нужно знать и его ИМЯ! Так, только когда Гарри выясняет, что чудовище - это Василиск, он получает ключ к победе над ним.

Глава 108-я "Книги Мёртвых": "Есть змея на вершине той горы, и её мера - 30 локтей в длину. Первые восемь локтей её длины покрыты кремнем и блестящими металлическими накладками. Осирис-Ну, торжествующий, знает имя этой змеи, которая живёт на своем холме. "Обитатель в своем огне" - её имя".

Мотив вырывания волос. Плешивость

Волшебная шляпа. Да, это тоже волшебный предмет, который, подобно помощнику Фениксу, помогает Гарри добыть меч. Но интересно упоминание шляпы у Проппа. Вообще волосы - частый атрибут в магии, в религии. Вспомним, что посвящая в монахи, проводят постриг: выстригают на голове либо тонзуру, либо гуменцо. У детей выстригали крест. Но иногда важно прятать голову от посторонних. Для этого Герой часто носит шляпу. Гарри никакой шляпы не носит (если не считать шляпу как часть школьной формы, но её носят все ученики). А вот Распределяющая Шляпа предстаёт перед ним в неожиданной ипостаси. Только "истинный Гриффиндорец" может вытащить меч из Шляпы (истинный Гриффиндорец = истинный Герой). Поэтому и Невилл в "Дарах Смерти" - уже Герой, и он тоже может убить Змея (точнее Змею - Нагайну), и тоже при помощи Шляпы! В любом случае, когда Герой прошёл посвящение - шляпа всегда снимается (часто вместе с волосами, но это не наш случай): "шляпа - знак будущего жениха. Неверман считает, что рост волос способствует увеличению потенции <...> путём ношения "брачной шляпы" он приобретает сексуальную потенцию".

Сказки являются переосмыслением обряда инициации. Чтобы стать старше, мудрее, нужно пройти испытание. Герой уходит в "
избушку" в чаще, чтобы после вернуться обновлённым к солнцу! Гарри проходит такое испытание каждый год. Важное условие этого испытания - "нужно умереть, чтобы воскреснуть обновлённым". Такое пограничное со смертью состояние повторяется буквально в каждой из первых трёх частей Поттерианы. Гарри почти умирает после сражения с Квирреллом, получает смертельную дозу яда от Василиска, едва не лишается души из-за встречи с дементорами. От яда Василиска он безусловно должен был умереть, и спасает его то, что он - Герой. Теперь он стал старше, мудрее и готов к новым этапам своей жизни.

-15

На Герое для победы должна быть и часть Дракона: пояс из змеиной кожи или его изображение. Перед входом в Тайную комнату Гарри видит сброшенную кожу Василиска. Ложный Герой Локонс прямо заявляет, что "возьмёт с собой наверх кусочек этой замечательной змеиной кожи", чтобы обмануть остальных. У Гарри из змеиного к тому же: часть Души Вол-де-Морта и его, дракона, "язык" (Парселтанг). Часто у Змея отрезается часть тела (язык) - в ходе схватки Гарри добывает из пасти клык. Не то чтобы он стремился к этому, но факт остаётся фактом.

  • Убийство с помощью меча также встречается в сказке, это более поздняя черта, более художественная. Видим, что тот же Гарри Георгий-Победоносец орудует копьём

Введение в тело (чего?) змеи - как воплощение магических способностей.

"У австралийцев племени варрамунга юноша погружается в сон, а жрецы "во время сна его убивают, вскрывают труп, меняют его органы и вводят в него маленькую змею, которая воплощает магические способности". Со временем такое понимание змеи во внутренностях стало непонятным и переосмыслилось, и стало восприниматься как вред. Теперь "тело разрубается, чтобы из него извлечь змей и гадов, вызывающих болезнь". Так и "змеиная часть" Гарри - это одновременно и залог его особенного магического дара, отличающего его даже в мире магов. А с другой - она несёт страдания и боль самому Гарри, несёт опасность ему и окружающим.

Задачи, которые может решить Герой сказки:

1) Укрощение коня. Гарри в "Узнике Азкабана" укрощает Гиппогрифа.

2) Поиск Жар-Птицы. Здесь его сам находит Феникс ("с вершины ближайшей колонны рассыпались во все стороны огненные брызги. И неведомо откуда тяжело впорхнула под своды малиновая птица величиной с лебедя, поющая фантастическую песнь. У нее был сверкающий золотой хвост, длинный, как у павлина, и блестящие золотые лапы". О золоте как атрибуте потустороннего мира я упоминала выше. Заметьте, что Феникс предстал золотым перед Гарри только в Тайной комнате, а до этого напоминал ощипанную индюшку), и главное - делает это в потустороннем царстве. Куда обычно Герой сказки и направляется, чтобы Жар-Птицу достать. На потусторонний мир нам указывает и пение Фоукса: "Музыка была жуткой, потусторонней, от её звуков волосы на голове Гарри встали дыбом".

3) Поиск живой/целящей водицы. В Тайной комнате такой водой стали слёзы Феникса.

4) Пойти туда, не зная куда; принеси то, не зная что!

"Страна, куда посылается герой, есть тридесятое царство, а "то, не знаю что" оказывается помощником, имя/название которого табуировано и высказывается не прямо, а иносказательно ". Вот оно - Тайная комната, помощник Фоукс, а также дневник "Того-Кого-Нельзя-Называть" (имя табуировано). Только после пребывания в Тайной Комнате Гарри понимает, что из себя в действительности представлял Дневник.

Герой способен:

1) становиться невидимым. Это может быть активная невидимость (мантия-невидимка) или пассивная (героя не видит ослеплённый Василиск). Как и слепота поверженного чудовища есть активная (он ослеплён Героем), либо пассивная (он не видит только Героя, потому что тот пришёл из мира Живых. Как живые не видят мёртвых, так и мёртвые не способны видеть живых).

2)
получить волшебный предмет или помощника от умершего предка. Может, кто-то помнит народную сказку "Василиса Прекрасная", в которой умирающая купчиха завещала дочери волшебную куколку-помощницу. "Куколка" представляет собой умершего, её нужно кормить, и тогда умерший, инкарнированный в этой куколке, будет оказывать помощь. Гарри получает: мантию-невидимку, которая досталась от погибшего отца. Она тоже помогает герою. Отличие в том, что кормить её всё-таки не нужно :)

3)
не спать! Перед схваткой со Змеем во многих сказках Герой проходит испытание сном: "сон, ниспадающий на героя перед сражением, есть наваждение, искушение, которому герой никогда не поддаётся". Герой справляется. Ложный засыпает. Здесь можно вспомнить, что многие персонажи (в т. ч. и Гермиона) погрузились в оцепенение. Хоть Гермиона и является самой эрудированной из всей тройки, она не является Героиней, ей не под силу сразиться с Василиском. Гарри проходит что-то наподобие этого испытания после схватки с Василиском и ранения: "Голова у Гарри кружилась, он впал в дрёму... Слова Реддла долетали откуда-то издалека". Пройти это испытание опять-таки помогает Фоукс.

Ра в образе рыжего кота (с ушами как у зайца) поражает Апопа. "Апоп обитает в подземном мире мёртвых (Дуат), где и происходит его борьба с Ра. Ночью Ра начинает плавание по подземному Нилу, и Апоп, желая погубить его, выпивает из реки всю воду. В сражении с Апопом (повторяющемся каждую ночь) Ра выходит победителем и заставляет его изрыгнуть воду обратно"
Ра в образе рыжего кота (с ушами как у зайца) поражает Апопа. "Апоп обитает в подземном мире мёртвых (Дуат), где и происходит его борьба с Ра. Ночью Ра начинает плавание по подземному Нилу, и Апоп, желая погубить его, выпивает из реки всю воду. В сражении с Апопом (повторяющемся каждую ночь) Ра выходит победителем и заставляет его изрыгнуть воду обратно"

Муж и жена на свадьбах друг друга

Может, кто-то и придерётся, что Герой вовсе не сразу понял, что Джинни - его избранница. Он влюбляется в Чжоу Чанг, а вот Джинни - в Дина Томаса. Это, конечно, и отражение обычных отношений современной молодёжи. Но, с другой стороны, сказка знает два интересных мотива: "Муж на свадьбе Жены" и "Жена на свадьбе Мужа".

Важно, что в сказке со вторым мотивом Герой встречает суженую ВНЕ ДОМА, т. е. в пределах Иного Царства (наш случай). Так, Джинни "попадает" в поле зрения Гарри, только оказываясь "за чертой". До этого они практически не разговаривают. Но, уйдя из Иного Царства, через некоторое время Герой сказки "забывает" свою жену. Так можно сказать и о Гарри. После возвращения из Тайной Комнаты Гарри гораздо меньше уделяет внимание Джинни, влюбляется в Чжоу. А вот в сказках по мотиву "Муж на свадьбе Жены" герой женится вначале, и жена собирается замуж, когда Герой отлучается. Этот мотив мы можем применить с некоторой натяжкой: Джинни начинает обращать внимание на других парней, когда Гарри "отлучается" на свои приключения. То есть она "забывает" его, находясь "дома". Здесь, ясно, слово "жена" я употребляю в переносном смысле. Джинни просто влюблена.

Мотив грязного жениха

Герой часто приходит из Иного мира неузнанным. Узнаванию мешает то, что ему запрещали мыться. У братьев Гримм: "не мыться, не бриться, не сморкаться, не стричь ногтей, не вытирать глаз". "Запрет умываться не только часто встречается в обряде, но он составляет почти непременную часть церемонии", он помогает Герою оставаться "невидимым". То есть грязь - одно из свидетельств пребывания в Тридесятом Царстве и прохождения обряда инициации (Герой, прибыв оттуда, какое-то время "невидим" для живых): "четверо подземных странников — Гарри, Рон, Джинни и Локонс — с головы до пят мокрые, грязные, а Гарри ещё и в пятнах крови, вошли в кабинет".

Интересно, что Гермиону Гарри
не спасает! Даже в "Кубке огня" в испытании на Чёрном Озере он хочет её спасти, но ему мешают русалки. Он спасает Рона, но, разумеется, жениться на нём он не может :) не только по сказочным канонам, английским законам, но и по прописанным характеристикам! Это было бы просто алогично и неправдоподобно. Сознательно или нет, Роулинг ни разу не сделала Гарри спасителем лучшей подруги. Которая им самим никогда и не воспринималась как девушка.

-18

Что говорила Роулинг об этой паре?

"читатель, как и Гарри, постепенно обнаружит Джинни как практически идеальную девушку для Гарри. Она жёсткая, не в неприятном смысле, но смелая. Ему нужно быть с кем-то, кто может выдержать требования, предъявляемые к Гарри Поттеру, потому что он пугающий парень во многих отношениях. Он заметный человек. Я думаю, что она забавная, и я считаю, что она очень тёплая и сострадательная"

Может, Джинни и сострадательная, но по последним книгам, где Джинни - уже юная девушка, мне она запомнилась, как жёсткая, уверенная лидерша, за словом в карман не лезет и не уступает Гарри в характере (а где-то и превосходит). Что по этому поводу говорит сказка? Неожиданно, но я уже говорила, что сказка (а также мифы и былины) сохранили множество следов матриархата! Героиня оказывается зачастую сильнее Героя, мудрее его. И её нужно Герою побороть. Это может быть и богатырка-воительница: "Иногда царевна изображена богатыркой, воительницей, она искусна в стрельбе и беге, ездит на коне, и вражда к жениху может принять формы открытого состязания с героем". Джинни неплохо играет в квиддич и настаивает на своём участии в операции по спасению Сириуса (что оказывается ловушкой) в Министерстве Магии.

Конечно, более жёсткая форма сказки у Роулинг не отражена:

"Те, кто представляют себе царевну сказки только как "душу - красную девицу", "неоцененную красу", что "ни в сказке сказать, ни пером написать", ошибаются. <...> Oна существо коварное, мстительное и злое, она всегда готова убить, утопить, искалечить, обокрасть своего жениха, и главная задача героя, дошедшего или почти дошедшего до ее обладания, - это укротить её".

Разве что можно засчитать попытку Джинни расправиться с Гарри, заманив его в Тайную Комнату или свалив на него совершённые ею нападения :) Но это, опять же, происходило не по её воле.

В своём раннем интервью Роулинг говорит, что изначально, с первых книг, знала, что Гарри и Джинни будут вместе. Но спустя несколько лет, обсуждая пару Рон-Гермиона, говорила, что лучше бы Гермиона вышла замуж за Гарри. Такой поворот можно объяснить последующими сомнениями, которые всегда одолевают авторов: "а правильно ли я поступил со своими героями? А не лучше бы и т.д.?" Конечно, ещё Роулинг наверняка читала критику от фанатов, которые уже определили свои любовные "союзы". Но именно вначале, по наитию или по раздумьям, Роулинг идеально попала в мировую фольклорную традицию. И если пара Рон и Гермиона может быть негармоничной (Роулинг свела их по «очень личным причинам») и неудачной, так как их соединение можно объяснить рандомными причинами, характерными для романов о подростках, то в случае с Гарри и Джинни - получилось идеальное попадание.

Спасибо за внимание!