Сразу после осуществления проекта «Блуменверф» ван де Вельде выполнил и первый заказ в качестве зодчего – дом своей тещи, госпожи Сет в Дивеге. Однако в родной Бельгии он не встретил достойных заказчиков.
Предыдущие части:
Изменить ситуацию помогли немцы – Ю. Мейер-Грефе, К.Э. Остхауз, Г. Кесслер, посещавшие его дом из любопытства. Вскоре в прессе Германии стали появляться публикации об иностранце-новаторе. Когда же его мебель отвезли в Дрезден для показа на выставке современного прикладного искусства, образцы, наконец, были приняты с восторгом. Ван де Вельде стал востребован в Германии.
Также росту популярности архитектора способствовал энергичный гамбуржец Самуэль Бинг, чей магазин с говорящим названием «Ар-Нуво» в Париже оформлял бельгиец. Кроме того, именно в экспозиции Бинга на знаменитой Всемирной выставке можно было увидеть работы ван де Вельде.
В таком внимании явно заметно стремление представителей немецкой элиты к стимулированию появления национальных проектов. В этот период люди, непосредственно связанные с коммерцией (как, например, в случае с вандевельдовским проектом виллы для всегда находившейся в тесной связи с творческими кругами семьи фабриканта Эше), были заинтересованы в создании отечественного зодчества и дизайна на мировом уровне.
Всего через год после переезда в Германскую империю, для своих новых знакомых архитектор выполнил несколько интерьеров не только частных квартир, но и общественных зданий.
Так к 1902 году был закончен совершенно «модерновый» интерьер для эклектичного здания музея в Хагене, родном городе мецената Остхауза, который мечтал сделать его центром искусств. Мастер добился равновесия и цветовой гармонии благодаря идее целостности, но эксперимент скорее был связан с пластикой, чем с архитектурой. Лишь позднее ван де Вельде включит во внимание все большие пространственные фрагменты, постепенно подводящие его к освоению чисто архитектурной специфики.
Теперь бельгиец стал жить в Веймаре в качестве советника по искусству молодого великого герцога Вильгельма-Эрнста, который под влиянием «духовного наставника» Г. Кесслера, а также жены и матери , пытался вернуть «Афинам на Ильме» былую славу . Там же, по просьбе двора, архитектор основал свои мастерские декоративно-прикладного искусства.
Первым проектом в герцогстве, в 1903 году, для него стал настоящий духовный центр – архив значимого в т.ч. лично для архитектора мыслителя Ф. Ницше. Сестра философа обрела в лице бельгийского зодчего помощника, поручив ему оформление изданий сочинений, а затем и проект реконструкции. Декоративное оформление фасада пристройки за его авторством уподоблено книжной графике – плоско, изящно, сбалансированно. Особую роль здесь играют детали: обои, шторы, светлая резная деревянная мебель и неудобная, но красивая огромная дверь – всё выполнено по личному проекту архитектора.
Так, став зрелым мастером, ван де Вельде занялся пропагандой своего антиэклектического искусства, выступая с лекциями по стране и продвигая художественные принципы среди учеников. Он заявлял: «Реализм и натурализм означают для художника переоткрытие и возвращение к жизни». При этом в его понимании важен рационализм: «Я хотел создать форму орнамента, позволяющую своенравному художественному воображению иметь не больше свободы действий, чем разрешено инженеру по проектированию локомотива, железного моста или вокзала». Однако при этом трудно сопоставить его рационалистическую теорию с яркостью личного стиля.
P.S. Текст написан мною в 2021 году.