Найти в Дзене
Frombelleepoch

ВИЛЛА БЛУМЕНВЕРФ. Интерьер модерна

Здешний интерьер в деталях ясно отражает зарождающиеся тенденции направления модерн. А внутреннее устройство строения - это воплощение идеи тотального произведения искусства. Мебель в основном светлая, легкая, из полированного ясеня. Все главные жилые зоны дома связаны с центром пространственной композиции – пронизанным солнечными лучами (благодаря застекленному световому фонарю и ряду окон второго этажа) представительским холлом с лестницей и галереей. Именно вокруг данной зоны было спроектировано здание (по принципу, «изнутри наружу», взятому автором от движения «Искусств и ремесел»). Начало рассказа о здании тут: В этом просторном помещении находился рояль (у подножия лестницы), а также небольшой камин, облицованный сине-зеленой керамической плиткой. Однотонные стены зала украшал мелкий волнообразный трафаретный узор, следующий за линией перил и плинтусов. Уже с этого первого воплощения плана интерьеров и экстерьера ван де Вельде действует в соответствии со своей философией линии,
Ручка входной двери (Источник - интернет)
Ручка входной двери (Источник - интернет)

Здешний интерьер в деталях ясно отражает зарождающиеся тенденции направления модерн. А внутреннее устройство строения - это воплощение идеи тотального произведения искусства. Мебель в основном светлая, легкая, из полированного ясеня. Все главные жилые зоны дома связаны с центром пространственной композиции – пронизанным солнечными лучами (благодаря застекленному световому фонарю и ряду окон второго этажа) представительским холлом с лестницей и галереей. Именно вокруг данной зоны было спроектировано здание (по принципу, «изнутри наружу», взятому автором от движения «Искусств и ремесел»).

Начало рассказа о здании тут:

В этом просторном помещении находился рояль (у подножия лестницы), а также небольшой камин, облицованный сине-зеленой керамической плиткой. Однотонные стены зала украшал мелкий волнообразный трафаретный узор, следующий за линией перил и плинтусов. Уже с этого первого воплощения плана интерьеров и экстерьера ван де Вельде действует в соответствии со своей философией линии, приравнивая её к художественной силе, «действующей как все стихийные силы».

Мария в разработанном мужем платье. На фоне - японские гравюры. (Источник-интернет).
Мария в разработанном мужем платье. На фоне - японские гравюры. (Источник-интернет).

Украшением виллы также, помимо произведений самого архитектора, были картины Ван Гога, Сёра и Тео ван Рейссельбера. В витринах стояла керамика А.В. Финча.

Фрагмент портрета Марии, который висел в холле. (Источник - интернет)
Фрагмент портрета Марии, который висел в холле. (Источник - интернет)

Главное помещение дома – столовая, где собиралась за ужином семья. С кухней, где проходили другие приемы пищи, её соединяло простое занавешенное окно. Стены, на которых висели японские гравюры, оформили авторскими обоями с цветами-аквилегиями. Главный предмет – стол во фламандском духе был выполнен из дуба, и украшен «пейзанской тканью», на которую ставилась традиционная оловянная посуда. В шкафу висела фламандская керамика. Большинство деталей подчеркивало простоту и связь деревенской жизнью.

Наверху располагался кабинет ван де Вельде с «георгиновым» рисунком стен, сочетающим насыщенные, почти светящиеся оттенки светло-зеленого и розового. Как видно, большая часть интерьера пронизана природными мотивами. Кабинет продолжала галерея, создавая эффект большого пространства благодаря застекленным витринам, в которых, помимо прочего, хранились книги У. Морриса, У. Крейна и английские иллюстрированные журналы.

Узор "Далия", придуманный для дома супругами.
Узор "Далия", придуманный для дома супругами.

Супруга помогала художнику: выбирала ткани (в т.ч., кстати, и моррисовские), общалась с мебельщиками. Базовыми цветами интерьера проекта «Блуменверф» стали амарантовый, голубой и зеленый. Отсутствие фундаментальных различий между домашними, рабочими и представительскими помещениями, их интимность и сдержанность представляют демократичность идеи проекта, заключающуюся в разрыве с богатой показной буржуазной традицией украшательства.

Каминное кресло из виллы (Источник-интернет).
Каминное кресло из виллы (Источник-интернет).

«Блуменверф», благодаря полностью согласованному интерьеру из простой деревянной мебели, а также обоям и тканям с повторяющимися цветочными мотивами, стал утопической попыткой объединить живопись, архитектуру и дизайн в домашних условиях. Всё вместе, даже с фасонами костюмов и платьями жены, посудой и мебелью – как единое целое представляло собой художественный ансамбль. Можно сказать, что здание выражает важную особенность этого периода «антиэклектизма» - выравнивание ранее неравномерного развития отдельных видов искусства: архитектура становится в ряд с живописью, декоративно-прикладным искусством, книжной графикой, скульптурой, театральными декорациями. Сам архитектор назвал это принципом разумного воплощения.

Кабинет архитектора с салатово-розовыми обоями и плакатом Тулуз-Лотрека. (Источник-интернет).
Кабинет архитектора с салатово-розовыми обоями и плакатом Тулуз-Лотрека. (Источник-интернет).

Ван де Вельде представил жилище как защитное, символическое пространство. Однако его семья прожила в это в доме недолго, до эмиграции в Германию в 1900 году.

Гарнитур из дома в берлинском музее (источник - интернет).
Гарнитур из дома в берлинском музее (источник - интернет).

В настоящий момент вилла официально считается властями Бельгии памятником, однако он находится в частном владении и закрыта для доступа посетителям.

Спасибо за внимание!

Архитектор дома в 1896 году. (Источник - интернет)
Архитектор дома в 1896 году. (Источник - интернет)

P.S. Текст написан мною в 2021 году

Также по теме: