Ван де Вельде считал, что отдельный семейный дом является главным социальным инструментом, посредством изменения которого можно постепенно преобразить и сами общественные ценности.
И, наконец, в 1895-1896 годах бельгийский художник создал просторную виллу для себя и молодой жены Марии, урожденной Сет. «Блуменверф» (пер. «Blumenwerf» – «цветник» по-фламандски) располагался в пригороде Брюсселя Эккле, соединенном со столицей трамвайными путями. Осуществилась идея благодаря финансовой поддержке родни жены, и технической – подрядчика.
При этом ван де Вельде руководствовался несколько наивным принципом, полагая, что «каждый, кто хочет построить дом по своему вкусу, своей воле и своему сердцу, может сам осуществить задумку такого дома».
Маленький двухэтажный домик многоугольной формы с подвалом находился в большом саду в симметричном обрамлении крон вековых деревьев, напротив участка застройки – традиционный луг, что напоминало автору проекта окружение старых сельских голландских домов.
Строительная площадка представляла собой пологий садовый участок. Дом обращается главным фасадом к улице, что подчеркивается симметричными фронтонами, но обладает асимметрией прилегающих наклонных стен и эркера, который может восприниматься как самостоятельное строение. Многочисленные поверхности и углы создают определенный эффект всесторонней, но по-разному оцениваемой ориентации на окружающую среду. При этом в отличие от столичных домов другого бельгийского мастера ар-нуво, Орта, «Блуменверф» построен из традиционных материалов: камня, дерева и гипса. В цветовом отношении в нейтральном экстерьере преобладали коричневый (штукатурка), темно-зеленый (фронтон) и красновато-серый (черепица).
Трехскатный фасад без декора имеет три остроконечных фронтона, украшенных вертикальными деревянными балками. Особенно привлекает в здании простота формы. Архитектор создал косвенную, чрезвычайно стилизованную отсылку к фахверковой архитектуре. Также был взят моррисовский принцип построения архитектурной композиции «изнутри наружу», проявившийся в его хрестоматийном Красном доме. Эта «английскость» отличала проект от всего современного бельгийского объемно-пространственного искусства. Создавало разительный контраст в сравнении с богато декорированными неоренессансными и неоготическими домами по соседству.
Логичность постройки, гармоничная симметрия фасада несколько нарушена застекленной галереей. На дворовом фасаде, помимо эркера и почти скрытого светового фонаря ярко выделены рамами и створками ассиметрично расположенные окна. Уже с улицы, смотря на «лицо» дома, можно прочесть, какие помещения в нём есть. К входной двери на виллу, через открытую террасу с шиферной крышей, ведут шесть ступеней.
Планировка английского сада и выбор растений являлось проявлением романтической тенденции к естественности природы и проходила совместно c супругой.
Вилла «Блуменверф» является отправной точкой творчества ван де Вельде как сформировавшегося мастера архитектуры, манифестом провозглашенных им принципов – идеала разумной эстетики.
P.S. Текст написан мною в 2021 году
Продолжение:
Другие посты по теме: