«Конь с розовой гривой» – это история о том, как маленький Витя, наученный соседскими ребятишками, набил в туесок травы, присыпал ее сверху земляникой и отдал бабушке. Та собиралась в город – продать ягоды и купить внуку пряник «конем».
Действие в рассказе развивается стремительно – что внешнее, что внутреннее. Перед читателем вереницей проходят не только поступки, но и чувства мальчика: не хочется казаться слабаком, хочется пряник, а потом становится мучительно стыдно и страшно расплаты.
«‟Бабушку надул. Калачи украл! Что только будет?ˮ – терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, покой ‟андельскийˮ не снисходил на мою жиганью, на мою варначью душу, хотя бабушка, перекрестив на ночь, желала мне не какого-нибудь, а самого что ни на есть ‟андельскогоˮ, тихого сна.
– Ты чего там елозишь? – хрипло спросила из темноты бабушка. – В речке небось опять бродил? Ноги опять болят?
– Не-е, – откликнулся я. – Сон приснился…
– Спи с Богом! Спи, не бойся. Жизнь страшнее снов, батюшко…».
Расплата неизбежно наступает: герой рассказа прячется от грозного бабушкиного гнева. Но в его душе, пока он лежит в сеннике под старыми половиками, зреет раскаяние: оно основано на понимании, почему совершенный поступок – плохой.
Мальчишке сполна достается от горячей бабушки:
«Содрогаясь от все еще не прошедших всхлипов, я прилепился к столу. Дед возился на кухне, сматывал на руку старую, совсем, понимал я, ненужную ему веревку, чего-то доставал с полатей, вынул из-под курятника топор, попробовал пальцем острие. Он ищет и находит заделье, чтоб только не оставлять горемычного внука один на один с ‟генераломˮ– так он в сердцах или в насмешку называет бабушку. Чувствуя незримую, но надежную поддержку деда, я взял со стола краюху и стал есть ее всухомятку. Бабушка одним махом плеснула молоко, со стуком поставила посудину передо мной и подбоченилась:– Брюхо болит, на краюху глядит! Эшь ведь какой смирененькай! Эшь ведь какой тихонькай! И молочка не попросит!..Дед мне подморгнул – терпи. Я и без него знал: Боже упаси сейчас перечить бабушке, сделать чего не по ее усмотрению. Она должна разрядиться и должна высказать все, что у нее на сердце накопилось, душу отвести и успокоить должна. И срамила же меня бабушка! И обличала же! Только теперь, поняв до конца, в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую ‟кривую дорожкуˮ оно меня еще уведет, коли я так рано взялся шаромыжничать, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уж заревел, не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврата нету…».
Но происходит нечто удивительное. Главный урок мальчик усвоил благодаря не внешнему наказанию, но внутреннему потрясению:
«Я зажмурился и снова открыл глаза. Еще раз зажмурился, еще раз открыл. По скобленому кухонному столу, будто по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой.– Бери, бери, че смотришь? Глядишь, зато еще когда омманешь баушку…
Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой».Рассказ Астафьева вместил в себя историю роста человеческой души: от обмана ради чужого мнения – до осознания и отвращения к собственному греху.
А покрывает это все бабушкина любовь, непоколебимая, мудрая и действенная.
Мария Минаева