Поиск льдины для СП-29 с вертолета Ми-8. Начальник СП-29 Валерий Лукин. Июнь 1987 г. Фото В.А. Волкова (Москва-Диксон) из книги «Крылатая океанография»
Валерий Лукин
Жизнь полярника на льдах – это очень тяжелый физический труд, сопряженный с научной работой без права на ошибку. И когда этот рабочий ритм вдруг нарушался праздношатающимися по Арктике туристами-героями, которым авиаторы, рискуя жизнью, за государственные деньги подстилают соломку чуть ли не на каждом привале, неизбежно возникал конфликт…
Встреча лыжной экспедиции газеты «Комсомольская правда» на Северном полюсе
После завершения работ по выполнению океанографической съемки я был вызван из Тикси в Черский, где в это время шла большая работа по подготовке завершающего этапа научно-спортивной лыжной экспедиции газеты «Комсомольская правда» под руководством Д.И. Шпаро к Северному полюсу. Семь участников этого перехода стартовали 16 марта 1979 года с о. Генриетты, расположенного в северо-восточной части Новосибирских островов, и направились на лыжах к точке Северного полюса, преодолев по дрейфующим льдам около 1,5 тыс. км.
В ходе осуществления перехода авиаторы четыре раза организовывали парашютное десантирование продуктов и топлива для примусов. Информационное обеспечение этой экспедиции осуществлялось редакцией газеты «Комсомольская правда» при активной поддержке идеологического отдела ЦК КПСС.
В конце мая 1979 г. команда лыжников под руководством Дмитрия Игоревича Шпаро должна была достигнуть конечной цели своего перехода. В Арктике уже давно наступили весенне-летние процессы в атмосфере, которые сопровождаются обычно низкой облачностью и частыми туманами, негативно влияющими на возможность осуществления полетов самолетов типа Ан-2, Ил-14 и вертолетов Ми-8. В этих условиях было необходимо организовать торжественную церемонию достижения точки Северного полюса с доставкой на нее официальных лиц и группы корреспондентов, а затем вывезти всех их на материк вместе с участниками лыжного перехода.
Начальником штаба этой экспедиции, по согласованию с Госкомгидрометом, был назначен начальник Арктического, антарктического и морского управления этого Госкомитета В.М. Попов. Меня пригласили в состав штаба для консультаций по организации перелета группы самолетов Ан-2 на Северный полюс. Исходной точкой этого перелета должна была стать СП-24, которая находилась от полюса на расстоянии в 914 километрах. Следовательно, для организации этого перелета на Ан-2 требовалось создание подбазы на дрейфующем льду, куда самолет Ил-14 за несколько рейсов должен был доставить авиабензин Б-91 в бочках. Выполнить поиск льдины для подбазы и организовать сам перелет самолетов Ан-2 было непростой проблемой. Однако, авиаторы успешно справились с поставленной перед ними задачей благодаря своему высочайшему профессиональному мастерству и богатому опыту выполнения полетов в самых сложных метеорологических условиях.
Следует отметить, что героизм полярных летчиков воспринимался всеми организаторами лыжного перехода как рутинное событие, а основное внимание, безусловно, принадлежало лыжникам из команды Дмитрия Шпаро. 31 мая они достигли конечной точки своего перехода и за дело взялись авиаторы. Желающих встретить новых «героев Арктики» было очень много, и все пишущие и снимающие журналисты не могли поместиться в два самолета Ан-2.
Перечень тех, кто в обязательном порядке должен был встретить группу Шпаро, определял журналист «Комсомольской правды» Владимир Снегирев. В него не попали кинематографисты из Центральной студии документальных фильмов, поэтому режиссер пришел к начальнику штаба экспедиции В.М. Попову и вручил ему напечатанный на машинке письменный рапорт, в котором было написано, что на Северном полюсе будет зачитано торжественное заявление участников лыжного перехода в адрес Генерального Секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета, Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР Леонида Ильича Брежнева. Это выдающееся событие в обязательном порядке должно быть запечатлено на кинопленке, так как оно представляет неоценимое историческое значение для нашего государства. Вадим Михайлович, прочитав этот рапорт, заметил: «Ничего не могу поделать, свободных мест нет!» На этот ответ последовало предложение: «А вы напишите свой письменный отказ…»
Тут я получил выдающийся административный урок от В.М. Попова. Он сказал: «А я ничего от вас и не получал!», и после этих слов порвал рапорт на несколько частей и выбросил его в мусорную урну. Затем Попов спросил меня: «Валера, ты что-нибудь видел?» Я ответил: «Вадим Михайлович, я ничего не видел». Кинематографист удалился из домика «не солоно хлебавши».
Летчики блестяще выполнили поставленную перед ними тяжелейшую и, честно говоря, весьма опасную задачу. Принять участие в торжественной церемонии достижения группой Д.И. Шпаро Северного полюса прилетели весьма известные в стране люди: обозреватель газеты «Комсомольская правда» Василий Песков, известный поэт Андрей Вознесенский и ведущий популярнейшей телепрограммы «Клуб путешественников» Юрий Сенкевич. Участвовал в церемонии и А.Н. Чилингаров, который в те дни еще был начальником Амдерминского УГМС, но уже знал о своем предстоящем назначении начальником управления кадров и учебных заведений Госкомгидромета СССР.
Так, параллельно с проведением консультаций, я познакомился с весьма известными в стране людьми.
Несостоявшаяся встреча с «первопроходцами»
В наступившем, новом 1988 г. мы продолжали работать на дрейфующей станции СП-29, но в нашу повседневную жизнь неожиданно ворвались события, которые привлекали широкое внимание средств массовой информации как в нашей стране, так и за рубежом. Газета «Комсомольская правда» выступила с новой инициативой о проведении международной трансполярной спортивной лыжной экспедиции из СССР в Канаду через Северный полюс. В ее состав входили 9 наших соотечественников и четыре канадца.
Возглавлял эту экспедицию известный советский путешественник Дмитрий Шпаро. Старт экспедиции состоялся 3 марта 1988 г. с мыса Арктический, 25 апреля лыжники достигли Северного полюса, а 1 июня – канадского острова Уорд Хант у острова Элсмира. В конце марта, когда экспедиция уверенно продвигалась на север, льдина нашей СП-29 дрейфовала по направлению с востока на запад примерно по 85-му градусу северной широты.
Анализируя скорости суточных переходов лыжников и нашего дрейфа, можно было с высокой точностью предположить, что мы должны были встретиться где-то в последних числах марта. Базовый радист лыжной экспедиции Петр Стрезев в это время находился на СП-28, с которой каждый день перед обедом мы имели радиотелефонную связь, обмениваясь сведениями о своих координатах, погодных условиях и станционных новостях. Вечером, когда маршрутная группа советско-канадской экспедиции останавливалась на отдых, их базовый радист на СП-28 сообщал Дмитрию Шпаро всю эту информацию. Мы тоже слушали эфир и знали, где остановились на отдых лыжники.
Однако, наша встреча была крайне нежелательна, так как посторонние люди, а тем более иностранцы, не должны были видеть некоторые из видов работ и исследований, выполнявшихся на СП-29. Но как избежать этой встречи? Я принял решение: за три дня до возможной встречи прекратить выход в эфир нашей радиостанции, передавая только синсроки. Естественно, мы прекратили и радиотелефонные переговоры с СП-28. Таким образом, координаты нашей станции можно было получить только из синсроков, но там они даются с точностью до 0,10 широты и долготы. Вполне понятно, что точность нашего местоположения ± 6 морских миль (11 км) не устраивала команду Д. Шпаро, но все их попытки выяснить наши точные координаты даже в Москве не давали результатов.
Мы вышли в эфир только после того, когда выяснили, что лыжная экспедиция находится в 30 км к северу от нас, и сослались на неисправность радиопередатчика. Из переговоров Д. Шпаро с базовым радистом П. Стрезевым я узнал, что зачислен в личные враги Дмитрия Игоревича. Полагаю, что такая «высокая честь» только увеличила мой персональный рейтинг среди настоящих полярников, которые крайне негативно относились к подобного рода экспедициям.
Предыдущие публикации Валерия Лукина: