Найти тему
Бард-Дзен

Неожиданный виртуальный разговор с Вячеславом Малежиком об авторской песне и о роли любительства в нашей жизни. Часть 2

Вторую часть разговора этого разумно начать с тезисного повторения главных позиций первой части:

• Одна из главных функция любительства – взаимодействие не со специально собравшимся на концерт или спектакль зрителем, а с самой жизнью, происходящей за пределами этого зала.
• Приоритетом и целью профессиональной художественной деятельности является искусство, для любителей же искусство вторично, в приоритете само творчество
• Творчество, как таковое, не обязательно является художественным, а искусство – не обязательно появляется в результате творчества.
• Творчество – это не блажь, а потребность любого человека, другое дело, что в большинстве эта потребность задушена насмерть социумом.
• Творчество – единственный известный не криминальный способ полноценного взросления и формирования личности
• Бардовская или авторская песня изначально намного точнее называлась просто самодеятельной, и в самой своей основе она такой и остается.

На самом деле, по каждому из этих пунктов можно спокойно писать по десятку текстов, но, боюсь, канал Бард-Дзен в таком случае может видоизмениться из бардовского в культурологический, а этого бы не хотелось. Хотя я, буквально вчера, разбирая на отдельные ролики программу нашей краевой студвесны для этого текста, подумал, что стоит объединить темы студенческого творчества и бардовского здесь. Ну, просто, чтобы не возиться с ведением двух каналов по сегодняшним очень скупым условиям выдачи показов платформой Дзен. Все равно же канал Человеческая речь читается только в периоды активной работы и только людьми, так или иначе участвующими в веснах, в остальное время там тихо, как на кладбище. А так, глядишь, и тут народа добавится, и нашему брату пенсионеру нет-нет будет интересно, чем там заняты так увлеченно, наши дети и внуки. Но эту мудрую мысль я пока думаю, как Удав из мультика. Завтра-послезавтра додумаю, и решу, а сейчас пора к делу, или как говаривал один странный персонаж Франсуа Рабле, пора вернуться к нашим баранам.

Не многие понимают, но в постсоветской России сложилось третье направление творчества, вобравшее в себя все самое ужасное и отвратительное для нежной бардовской души, что до того водилось в профессиональном направлении. И ладно бы просто вобрало и пользовалось внутри себя, у этого направления в последние 5-6 лет прослеживается откровенный меркантильный интерес к творчеству любителей, и представители этого направления принялись целенаправленно развращать неокрепших духом молодых творцов. Хоть и скромными, но все же денежными посулами. Я говорю о так называемой корпоративной культуре. Помните, наверное, лет 10 назад у разных юмористов пошли однотипные шутки, когда к любой удачной остроте иронично добавляли написанный на куске картона телефон с надписью: свадьбы, корпоративы, похороны. В каждой шутке, как водится, шутки только часть, часто небольшая, и сегодня едва не каждый из тех, кто так шутил зарабатывает основные свои деньги именно этим. Ну еще участием в рекламных компаниях, что в принципе – одно и то же.

На самом деле, так было всегда, но пока компаний, которые могут себе позволить отдельное шоу, дабы развлечь своих уставших сотрудников, по пальцам можно было пересчитать, этого было не заметно, да и вреда особого в этом не наблюдалось, но сейчас все изменилось. И представители попсы корпоративного разлива частенько стали появляться в жюри студвесен, да и на бардовских конкурсах тоже. Просто их стало очень много, а корпоративов, свадеб и похорон на всех не напасешься.

Я, чтобы разобраться с проблемами, которые в этой связи появились… Точнее, чтобы вы поняли, что в этом деле меня без преувеличения бесит, хочу поставить для вас довольно увесистый фрагмент нашей краевой программы. Сразу прошу прощения, фрагмент большой, около 10 минут, но посмотреть и понять, о чем ЭТО, я вас очень прошу, ибо ЭТО то, что стараются просто удалить из любительского творчества с корнями, как больной зуб. Просто потому, что ЭТО в профессиональном творчестве, вырождающемся в корпоративное, категорически нельзя.

Повторю, Это в корпоративном творчестве категорически нельзя. Там люди заплатили и, как в ресторане, ждут, что каждое новое блюдо будет радовать их вкусовые рецепторы, а не долбить в мозг довольно серьезными мыслями. Тяжелые мысли вообще вредны для работника современного предприятия, если они не связаны с тем, как заработать еще больше, а уж вовлекать активно в такие размышления, это с точки зрения организаторов, совсем не похоже не праздник, да и вовсе никуда не годится. Поэтому на разборе после показа, можно услышать странные увещевания – дескать, ну вы же молодые ребята, зачем вам все эти пенсионерские забавы, развлекайтесь, пока молодые. Ну, и как результат, побеждает программа, которая исполнена по понятным лекалам корпоратива, а эта сдвигается на второе, если не третье место. Совсем задвинуть нельзя, ибо реакция зала недвусмысленно говорит, что и зал, состоящий из тех же студентов, включается и в тяжелые, и в веселые размышления авторов программы, зал не хочет расходиться по окончании программы и, стоя, едва не десять минут бьет в ладоши и танцует вместе с закончившими труды свои тяжкие ребятами. Но членам жюри это легко объяснить тем, что в зале, дескать, все свои, а что им не покажи, они все равно будут в восторге.

Справедливости ради надо сказать, что в жюри все еще попадаются эксперты, понимающие, что именно они увидели, но их с каждым годом все меньше, и голоса их уже мало что решают.

Только не подумайте, что студенты в своих программах все время грустные, озабоченные вечными проблемами и бесконечно читают фрагменты из Библии. Даже в этой серьезной программе есть совершенно хулиганские и залихватские номера. Как вот этот, например. Но это все же имеет пародийный контекст. Номер, из которого он вытекает, и от которого на сцене остаются две девицы, не желающие водиться с персонажами этого номера, называется ФАНЕРА, и там откровенно пародируется визжащая и беснующаяся толпа юных фанаток Димы Билана.

Получается, что любительское творчество вполне понятные силы настырно пытаются отговорить или силой заставить изменить свое стремление реализовывать свою природную функцию, ну вы помните: Творчество – единственный известный не криминальный способ полноценного взросления и формирования личности. А ведь при этом любители частенько поют, танцуют, играют покруче профи. Во всяком случае, на том же уровне. А стоят в сотни раз дешевле, и затащить их на корпорат за три рубля – это делает маржинальность самой затеи фантастической. Танец Вековая красота вы уже видели в большом фрагменте – скажите честно, можно ли ждать подобного от какого-нибудь суперпрофессионального Тодеса? Риторический вопрос, отвечать не надо, ответ и так известен. Давайте покажу, как лишний аргумент в пользу сказанного, что-нибудь вокальное.

Понятное дело, что подобные номера могут украсить любой корпорат, стоят они не дорого, и остается одна трудность у корпоративщиков – вычистить их этих номеров всяческий смысл, всякие потуги поговорить со зрителем своей песней, а не просто красиво спеть. Чем, собственно, корпоративщики в последнее время и заняты очень активно.

А теперь о важном! Как будто предыдущее было не важно. Дело в том, что профи не в меньшей степени зависят от любителей, чем любители от профи. Понятно же, что любители в основном поют каверы профессиональных авторов. Танцоры делают полностью свою хореографию, создают свои сюжеты для номеров, но вот музыку все же чаще всего берут профессиональную. Исключения бывают, и все чаще с танцорами работают диджеи, создающие свои оригинальные треки, но это все же исключения. Чтецы, чаще всего читают чужие тексты, ну а актеры играют чаще всего не свои собственные, а чужие пьесы или делают свои инсценировки по чужим произведениям. Но!..

Для профи любительство – кадровый резерв, в подготовку которого они не вкладывают ни копейки. И резерв этот невероятно большой. В некоторых направлениях любительство поставляет на профессиональную эстраду до 90% новых исполнителей. Ну, а в среднем, наверное процентов 40 всей эстрады – бывшие любители. Но ведь и это не все. Мало кто задумывается о том, что, например, весь современный театр во всем своем многообразии, ну и большая часть кино – это заслуга любителя Константина Сергеевича Станиславского. Даже те, кто слышал это имя и понимает, почему оно тут оказалось, думают, что знаменитая Система Станиславского - это исключительно про актерскую школу, я же, занимаясь творческим консультированием любительства, понимаю, что законы сцены, разработанные Станиславским еще в любительский период применимы практически в любом виде творчества. Удивитесь, но мы экспериментировали с творчеством техническим и организационным с использованием некоторых методик Константина Сергеевича, и получили неплохие результаты. Так что Систему Станиславского можно считать универсальной теорией творчества. Ей пользуются и профи, конечно. При этом позволяя себе рассуждать о любительстве свысока, да еще и пытаясь вычищать из любительства смысловую основу. Ну не обидно ли! Это уже не говоря о том, что подобное отношение – просто черная неблагодарность.

Похоже, пора вспомнить, что канал пока не вообще про любительство, а все-таки про авторскую песню. Впрочем, поскольку авторская песня по природе своей - любительство, перейти в примерах от одного к другому – это совсем легко. Тут и детские номера могут пригодиться, так как даже в них уже есть все, чем любительство может гордиться.

А вот теперь стоит сказать то, что реально мало кто из профи понимает. Я в первом тексте уже сказал, что профессиональное искусство и любительское творчество – разные виды человеческой деятельности, но отсюда есть пара следствий, которые легко понимают любители, но совершенно не понимают, и даже не хотят понимать профи. Первое – нельзя оценивать творчество любителей по профессиональным критериям. Это не качества или законов творчества касается, тут-то как раз критерии схожие, не сказать одни и те же. А вот сам замысел у любителей чаще всего сделан иначе, чем у профи. Да и формируется не так. Грузить вас описанием разницы не стану – это все же очень специальная тема, скажу только, что у профи эта часть работы предварительная обычно, а у любителей чаще всего, замысел приобретает конкретику ближе к окончанию постановочного периода. Ну и есть второе – учить любителей так же, как учатся профи невозможно. Больше того, не стоит так же учить и тех, кто будет работать с любителями. Тут требуется совсем другая школа. И вот о ней-то нужно хоть пару фраз сказать.

Где-то три-четыре года назад довелось поучаствовать в обсуждении забавного проекта. Требовалось создать проект, помогающий педагогам обычных дисциплин в ВУЗе удерживать внимание студентов. Как выяснилось, для многих это – проблема. Там много способов рассматривали, и в числе других как раз актерские. Когда я услышал программу по сценречи, которую для этого проекта разработали, помнится, я сходу выдал формулу, которая для профессиональных педагогов по речи оказалась шоковой. Я сказал, что они предусмотрели кучу избыточных компетенций. Для сравнения, у меня базовый мастер-класс, после которого люди понимают как с художественным текстом самостоятельно работать, занимает полтора часа. Включая и минимальный тренинг. А тут предлагалась программа на 9 месяцев с несколькими промежуточными оценками результатов. Вообще, разрабатывая свои мастер-классы, мы с коллегами в первую очередь смотрим, без чего человек может обойтись. Все это безжалостно вычищается. Надо же понимать, что люди эту профессию не выбирали, что они не собираются в дальнейшем этим зарабатывать. Наша задача, чтобы человек вышел на сцену, чтобы у него получилось не провалиться, чтобы он дальше этим увлекся и уже сам находил бы темы и нюансы, которые ему требуется освоить. Это все тоже можно рассказывать и показывать, но уже по их просьбе. А некоторые дальше уже и сами разбираются, и уточняют, куда двигаться после обязательных разборов после показов. И, кстати, постановщики номеров быстро научиваются «прикрывать» на сцене людей, не достаточно техничных, ну, или давать им посильные задачи в номерах. Кстати! Сейчас покажу замечательный номер одного из знаковых для нашего Фестивального центра в рамках Зеленой кареты клуба из Екатеринбурга. Клуб называется «Соло-Арт», и многие мои читатели уже не раз встречались с творчеством этой команды и даже восхищались им. Восхититесь в очередной раз.

Обратите внимание, паренек поет не очень чисто, но созданный контекст смысловой, и развитие энергетики песни во втором куплете полностью закрывают все эти недочеты, да и не чистое, но искреннее исполнение парня дает всей песне дополнительные смыслы, которых не было ни у Никитина, ни у Шпаликова. Тут же можно сказать и о том, что замысел вполне может уточняться и еще. Скажем, почему бы не добавить еще круг, где солировать будет уже их педагог Ольга Платонова – это и вовсе будет бомба, я-то точно знаю, как она может спеть. И получится песня о бесконечном кружении времен, где поколение приходит на смену поколению, а непреходящие ценности останутся неизменными. Практически тот же Экклезиаст будет в этой песне говорить, как и в первом студенческом фрагменте.

Собственно, на этом можно сегодня остановиться, и так текст получился очень большим и очень насыщенным. Не уверен, что стоит ждать третьей части, хотя тема, конечно, неисчерпаема. Буду думать, чем черт не шутит, может и напишу еще что-то на эту тему. Ну а закончить? А давайте, раз уж я все равно тут уже поставил Соло-Арт, поиграем еще одну их песню. Собственно, спели девчонки как раз обо все о том, о чем я тут в две серии так мучительно и многословно говорю. Дом, что придумали для этой песни Елена Фролова и Анна Матасова, для огромного числа людей и есть то самое творчество, то самое любительство о котором говорим.