“Старые вещи старят” - считает большинство из нас. Однако, мода и дизайн неустанно демонстрируют ровно противоположность: винтажные аксессуары делают и без того молодых моделей свежими, как едва только распустившуюся девушку-бутон в “Парфюмере” Зюскинда. Ретромобили приковывают к себе и своему владельцу восторженные, если не завистливые взгляды современников на свеженьких авто. А молодые мужчины с бородой лопатой седого Деда Мороза не сходят с экранов: реклама с их участием выходит еще более сочной от слова “молодая кровь”. Вот и с кино - не всем, конечно, но со многими талантливыми картинами - тот же самый парадокс. Казалось бы, ты смотришь нечто “безнадежно архаичное” - черно-белое, неспешное, без спецэффектов и агрессивного монтажа, с типажами, которые сейчас уже не встречаются в жизни, и в интерьерах, которых больше вне музеев нет - и должен был провалиться в ретро-лимбо. А вместо этого, ты расправляешь крылья и летишь вперед.
Переехал из Германии в Россию
Привет, Россия! Рассказываю о том, как жизнь в стране отличается от жизни в Баварии, Германии и Европе в целом. Делюсь немецким мышлением:) Филипп ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
Так происходит и с картиной “Я шагаю по Москве”, корректное название которой мне лично всякий раз приходится подсматривать. Сама эта строчка настолько живо отзывается во мне, что я невольно перевираю я “под себя”, смотря по настроению: то “Я иду, шагаю по Москве”, то “А я иду, шагаю по Москве”, то вовсе “А я шагаю по Москве!” Да, и непременно с этим жизнеутверждающим восклицательным знаком в коде. Ведь о “конце” в связи с этим фильмом говорить просто невозможно - ни применительно к его названию, ни к его сюжету, ни - самое главное - к его атмосфере. Последнее, как и у большинства выдающихся фильмов 50-х и, особенно, 60-х в мире составляет едва ли не главную изюминку картины. Атмосфера, настроение, вайб. Нечто эфемерное и столь влиятельное, что зрителя впору фотографировать в формате “до и после” просмотра. Атмосфера, которая сильнее любых омолаживающих процедур и красноречивее даже самого сюжета. Живая душа фильма, которая разговаривает с тобой о своем, сокровенном. Без лишних слов. Более того: лишним оказывается всякое слово.
Немец, в Москве не бывавший и России неведующий, в этой картине увидит, прежде всего, романтическую историю, в которой расстановка фигур, да и сами “любовные фигуры” - от треугольника до кольца, что не знает ни начала, ни конца - по-весеннему стремительно меняются. И хотя, действие, судя по всему, происходит летом (хотя: бывал ли призыв в армию летним?), настроение у всего происходящего сугубо весеннее: молодые люди, молодое метро и вечно молодая Москва словно бегущие русской весной ручьи устремляются вперед, в будущее. И устремление это тянется сквозь фильм нежной ленточкой для девичьих волос вплоть до заключительной сцены. В которой главный герой со своей “походной песенкой” поднимается на эскалаторе к свету: уличному и университетскому (станция метро выбрана красноречиво). К новой жизни. Какая рифма ко всему происходившему на протяжении всей картины!
Кроме этого считает и даже простоватый немец удивительную обстановку спокойствия и беспечности. Что в жизни страны, что в жизни города, которые представлены в картине. И то, что СССР мог быть именно такими, для многих станет откровением: ведь мифы о пронизывающей сам советский воздух железной хватке силовых структур в кожанке и на “воронке” по сей день неприкаянным призраком ходят по коллективному бессознательному западного обывателя. Сможет считать немец рядовой и то, что в этом обществе невероятно быстро все становятся “своими”, “братьями”, “родными”. И хотя последнее слово в немецком, как таковое, в сущности отсутствует (чаще всего мы используем вместо него “Vertrauter” - “тот, кому доверяешь”), суть этой обстановки дружбы и открытости, как в странах южных, будет более чем понятна. Мне же лично все увиденное в фильме на удивление живо напоминает Москву сегодняшнюю.
Вы скажете: “оскал капитализма”, “Москвичей не осталось!” или “город вырос в разы и перестроен чуть ли не с нуля”. Я же найду на городской карте все тот же “Университет”, тот же "ГУМ" и те же переулки, нырну все в ту же чудную подземку и даже обязательно найду себе такую же печатную машинку, что у незабвенного писателя. При этом я скажу себе под нос: “все то же, только даже лучше. Добротное с годами только набирает благородства. Моя Москва - и правда девушка вне возраста морщин.” Советы же “писателя” о “правде жизни и характера”, о “драповом пальто” и “пишешь? Сейчас все пишут!” я - с прошлого года - восприму как обращение личное, ко мне, сквозь время, сквозь эпохи.
Ну а Никите Сергеевичу я однажды все таки обязан пожать руки. Как режиссеру, как автору нескольких любимых мною гениальных лент, как мастеру, что сделал бы актера и из меня. Ну и, конечно, как тому самому мальчонке, что раз и навсегда стал для меня прообразом Москвича: свойским, открытым, энергичным, дружелюбным, умненьким, находчивым, смекалистым и несгибаемым шутником, который делает серьезнейшие вещи с песней на устах. Москва, я люблю тебя♥️
_______________________________________
Не стесняйтесь подписываться на канал, чтобы не пропустить новые байки:)
Канал существует пока только на ваши донаты -
НА ПЕЧАТНУЮ МАШИНКУ🙏🏻
Карта Сбер: 2202 2080 0716 5872 Любовь Ю.