«А беспощадный Бунюэль, умеющий изобретательно и неожиданно срывать маски с людей самой благообразной и самой почтенной внешности,— разве не виден он в сцене с профессором, приходящим тоже в этот притон мадам Анаис, но не для того, чтобы, как все другие, наспех усладить свою плоть, предаться в обеденный перерыв мелкому блуду, а для того, чтобы удовлетворить свой мазохистский комплекс».
Читаем фрагменты старой статьи киноведа В. Баскакова (1921-1999), опубликованной в 1971 году:
«Гниет капитализм, вся система, построенная на лжи и угнетении, а художнику, с его микроскопом, в линзу которого попадают лишь шевелящиеся инфузории, представляется, что гниет человечество. Такого рода художники хотели бы просто разрушить мир, отменив все закономерности в развитии общества. Они отрицают эти закономерности, заявляя, что мир хаотичен, зыбок и какому-либо анализу не подлежит.
В этом подходе к действительности и проявляется духовная искалеченность художника, сформировавшегося в условиях буржуазного мира. Все сводится к исследованию изолированной, отчужденной личности — лишь она, эта личность, может изучаться, лишь она существует, причем в полном отрыве от «непознаваемого» мира. Это трагический круг, в который попадают художники даже крупного дарования, обширных творческих возможностей.
Известно, что в буржуазном мире талантливый художник очень часто стремится продемонстрировать свою непохожесть на «ремесленников», свою особую творческую оригинальность. Он, дескать, независим от «массового» потребителя, он творец нового, неповторимого искусства. И этот эстетизм художников поддерживает буржуазия, которой не выгодно, чтобы талантливый мастер четко определил свою позицию в борьбе.
Современное западное искусство многослойно и многосложно. Сейчас весь лик европейского кино изменился, в нем не отделяется, как раньше и столь же отчетливо, стилевой поток коммерческого «актерского фильма» от стилистики жестко-реалистического фильма (в пору неореализма), но зато все более заметными становятся редкие работы экспериментаторов, стремящихся сломать существующие стилевые нормы, выработать новые приемы и .выразить на экране смысл того или иного философского течения.
Трудно говорить в наше время о стилевом и жанровом единстве фильма или о его философском единстве.
Конечно, и сейчас в буржуазной кинематографии есть фильмы-поиски. Такие, как в свое время были «Процесс» Орсона Уэллса или «В прошлом году в Мариенбаде» Алена Рене, «Виридиана» Луиса Бунюэля или «Девичий источник» Ингмара Бергмана.
Но совершенно ясно, что ныне в экранном мире произошло явление, которое упрощенно можно было бы назвать диффузией. Это взаимопроникновение различных стилевых приемов, идейно-тематических и философских потоков.
Явление диффузии принимает самые различные оттенки. Модернистские приемы современного кино проникают в стилистику и развлекательного, так называемого коммерческого кинематографа.
И в фильме, содержание которого составляет похождение какого-нибудь маньяка-убийцы, соблазнительной кокотки или ловкого детектива, вдруг оказываются использованными и «рваный» монтаж, и необычные ракурсы съемки, и длительные психологические паузы или даже (чего раньше совершенно не бывало) в такой фильм попадает кусок натуры, снятой якобы «скрытой камерой»…
Таким образом, чисто буржуазная продукция, желающая или органически не способная отражать какие-либо основные вопросы реальной жизни, камуфлируется под натуру, под жизнь, «под реализм».
В свою очередь лидеры модернистского кинематографа, те самые, кто два-три года назад провозгласил свою полную независимость от привычных вкусов зрителя и заявлял, что их интересует только искусство экрана в его «самодельном» развитии, ныне, не без влияния финансирующих их кинокомпаний, идут на компромиссы, учитывая запросы и интересы буржуазной публики. Отсюда смакование се***альной извращенности, отказ от бессюжетности, считавшейся основой «нового» кино, мелодраматические ситуации.
Что, например, такое «Дневная красавица» Бунюэля, фильм, который с большим коммерческим успехом прошел по экранам мира и вызвал самые полярные отклики в критике?
Известно, какое огромное влияние оказала «Виридиана» того же Бунюэля на кинематографистов мира, и не только своей высокой кинематографической культурой, жестокой изобразительностью, впечатляющим и страшным, порой доходящим до биологизма воспроизведением людских аномалий, но и своей антиклерикальной направленностью, стремлением разобраться в современном буржуазном мире и человеке.
Режиссер использовал в картине средства, во многом чуждые реализму. С жестокой детализацией он рисовал человеческие уродства. И здесь Бунюэль как будто бы смыкался с режиссерами-декадентами, утверждающими, что звериное начало всегда торжествовало в человеке, что сама его природа порочна и изменению не подлежит.
Но вместе с тем нельзя отвлечься и от того факта, что художник боролся с церковным утешительством, фальшью, прикрываемой тогой святости, — и в этом была сильная сторона его фильма.
Многие другие картины Бунюэля, поставленные им в Мексике, правдиво и талантливо изображали народную жизнь, разрабатывали сложные конфликты времени.
Конечно, «Дневная красавица» — это тоже Бунюэль. Рука творца «Виридианы» видна в каждом кадре, в каждом повороте сюжета, в каждом аллюзивном представлении.
Героиня оставляет свою машину в потоке машин на окраинной улице, и в том, как она идет, влекомая неизведанным, обуявшим ее чувством и сдерживаемая разумом воспитанной буржуазии, как поднимается потом но лестнице и звонит в дверь квартиры, такую же точно, как другие двери, и просит мадам Анаис,— в этой тонкой гамме чувств, столкновений внутренних побудительных мотивов явственно ощутим Бунюэль-психолог.
А беспощадный Бунюэль, умеющий изобретательно и неожиданно срывать маски с людей самой благообразной и самой почтенной внешности,— разве не виден он в сцене с профессором, приходящим тоже в этот притон мадам Анаис, но не для того, чтобы, как все другие, наспех усладить свою плоть, предаться в обеденный перерыв мелкому блуду, а для того, чтобы удовлетворить свой мазохистский комплекс.
Профессор разыгрывает целое действие, «мистерию» — он переодевается в костюм лакея, ползает, вытирая пол, у ног «хозяйки», которую должна изображать одна из девиц, а потом, добравшись до ее ножки, принимает «кару»— «хозяйка» хлещет его плеткой и топчет ногами. Такой неожиданный поворот вполне в духе старого гневного Бунюэля.
А детали внешнего облика одного из дневных любовников героини, гангстера, убившего потом ее мужа: вставная металлическая челюсть, грязные, рваные носки, которые подает режиссер как главную деталь в постельной сцене с героиней. Да, это все от прежнего Бунюэля, зоркого, беспощадного художника.
Но в фильме «Дневная красавица» проглядывают и другие тенденции — захватывающий, хорошо раскрученный сюжет, изящные интерьеры, явное стремление к тому, что увлекло бы те слои публики, которые менее всего благосклонны к срыванию социальных масок.
Поэтому странная история женщины, имеющей молодого, приятного и преуспевающего мужа-врача и вдруг устремляющейся из своей роскошной современной квартиры на окраину города в притон для того, чтобы удовлетворить свой всепожирающий се***альный комплекс,— эта история с участием таких актеров, как Катрин Денев, Женевьева Паж, Мишель Пикколи, конечно, все же история «завлекательная».
Да ее и не переусложнил Бунюэль. В сценах в притоне мадам Анаис есть и изрядная доля секса, юмор и мелодраматические повороты. Сны, которые преследуют героиню, эти олицетворенные комплексы, обуревающие ее душу,— тоже не «отяжелили» фильм.
В результате получилась картина, где есть и отражение современных псевдофилософских течений, которые столь широко дискуссируются в буржуазном мире, а есть и просто зрелище, которое позволяет хозяевам картины хорошо заработать уже не на какой-то пошлейшей истории, а на «серьезном кинематографе», на самом Бунюэле.
Это примечательное явление, к несчастью, характерно и для других видных и талантливых деятелей кино.
Большие возможности художников все больше и больше оказываются направлены на вскрытие «психологических бездн» грядущих мировых катаклизмов, а не социальных и моральных конфликтов общества, в котором живут герои.
Нам могут возразить: эти персонажи искалечены буржуазным обществом и в этом, дескать, прогрессивность таких фильмов. Да, эти герои порождены противоречиями буржуазного мира, но их авторы видят причины язв и противоречий жизни только в самом человеке, в его естестве и настойчиво подчеркивают, что выхода из этих противоречий нет и быть не может.
Эти фильмы асоциальны, и потому их нельзя причислить к прогрессивным явлениям зарубежного киноискусства. Художник с такой позицией, по словам Горького, «уже не зеркало мира, а маленький осколок, социальная амальгама стерта с него...». Социальная амальгама оказывается стертой со многих произведений современной кинематографии, претендующих на открытие новых путей в искусстве.
Отчуждение — процесс, органически связанный с самой природой капиталистических общественных отношений. Человек — не только раб продуктов своего труда, процесс отчуждения имеет для него и чисто идеологические последствия — затрудняет реальный анализ социальных отношений между людьми, нередко уводит в мир иллюзий.
Поэтому художник-декадент очень часто сам этот процесс отчуждения и порожденные им духовные последствия представляет как всеобщий закон человеческих отношений, изображая человека рабом обстоятельств, существом беспомощным, побежденным необоримыми силами зла: человек слаб, ничтожен, обособлен от процессов, происходящих вне его сознания. Отсюда для художника-декадента отрицание возможности добра, дегуманизация явлений, страх перед будущим» (Баскаков, 1971).
Баскаков В. Сложный мир и его толкователи // Мифы и реальность. Буржуазное кино сегодня. Вып. 2. М.: Искусство, 1971. С. 5-36.