Найти в Дзене
Советская Эра

Как могла бы выглядеть НИВА. Удивительная история трансформации ВАЗ-2121 из замыслов инженеров советской эпохи

Оглавление

45 лет назад мир увидел первый отечественный внедорожник с несущим кузовом — ВАЗ-2121 "НИВА". Этот автомобиль, ставший культовым, мог бы быть совершенно другим. О том, какой НИВА могла бы стать и что повлияло на её нынешний облик, рассказывает история её создания.

Начало проекта: инициатива снизу

Считается, что работа над проектом началась после получения указаний от Председателя Совета Министров СССР Николая Косыгина в 1970 году. Однако история свидетельствует о том, что идея создания подобного автомобиля зародилась ещё до его вмешательства. В книге Юрия Овчинникова «Отдел общей компоновки УГК-НТЦ: люди, годы, события. 1967-2007», описывается, что в конце 60-х годов НАМИ уже рассматривал концепцию легкового автомобиля с цельнометаллическим кузовом и полным приводом, предназначенного для производства на Ижевском автозаводе.

-2

Планирование и проектирование

Генеральный конструктор ВАЗа В.С. Соловьёв к концу 1969 - началу 1970 года начал активно развивать идею создания автомобиля 4х4. Это решение было обусловлено завершением проекта ФИАТ-ВАЗ и необходимостью производства машин для сельского населения. В 1970 году, в преддверии визита Косыгина на ВАЗ, руководство завода готовило предложения по расширению производства, включая предложение о разработке малолитражного автомобиля и автомобиля с полным приводом.

Генеральный конструктор ВАЗа В.С. Соловьёв
Генеральный конструктор ВАЗа В.С. Соловьёв

В апреле 1970 года началась проработка характеристик нового автомобиля, и к лету был организован «мозговой штурм» для определения концепции. Было решено, что автомобиль должен иметь несущий кузов типа "универсал" и постоянный полный привод. Однако возникли проблемы с перегрузкой трансмиссии и недостаточной мощностью двигателя, что подтолкнуло к использованию двигателя "2106".

Компоновка и первые образцы

Летом 1970 года началась активная работа над проектом. Бюро трансмиссии разработало раздаточную коробку, а проектное бюро - компоновочные решения автомобиля. В марте 1971 года на совещании обсуждались задачи по проекту, включая создание первого образца к концу года. В апреле состоялось первое техническое совещание, где были обсуждены варианты компоновочных решений и конструкций основных агрегатов. Автомобиль должен был быть легковым, унифицированным по базовым узлам с "2101/2103", и производиться в объёме 200-250 тысяч машин в год.

-4

Технические особенности и испытания

На этапе обсуждения технических характеристик рассматривались различные варианты: от поперечного двигателя до дизеля и многотопливного двигателя. Включались также идеи об отключаемом переднем мосте, торсионах передней подвески, независимой задней подвеске, регулируемом давлении в шинах и гидропневмоподвеске. Эти новшества, предлагаемые в 1971 году, выглядели весьма амбициозно.

Промежуточные решения и тестирование

В итоге, идея легкового автомобиля с цельнометаллическим кузовом была отвергнута, и В.С. Соловьёв решил сделать первый образец с упрощённым кузовом и постоянно включённым передним мостом. Это позволило быстрее начать испытания и уточнить конструктивные решения. В сентябре 1971 года был рассмотрен проект кузова промежуточного образца, который использовался для поиска конструктивных решений, а не для подготовки производства.

-5

Проблемы и решения

Первоначально на автомобиле стояла сложная раздаточная коробка с пятью положениями для управления мостами. Однако от неё отказались в пользу серийной четырёхступенчатой коробки передач с небольшими изменениями передаточных чисел. Впервые в таком небольшом автомобиле был применён постоянный полный привод с демультипликатором и блокировкой межосевого дифференциала, что стало значимым техническим решением.

-6

Итоги разработки

Проект ВАЗ-2121 "НИВА" был результатом усилий большого коллектива инженеров и конструкторов. Автомобиль оказался простым и надёжным, с мотором объёмом 1,6 литра и унифицированными узлами. Постоянный полный привод, унификация деталей и возможность эксплуатации в тяжёлых условиях сделали НИВУ успешной моделью. Хотя многие задумки и не были реализованы, итоговый продукт стал одним из самых успешных автомобилей в СССР.

-7