Найти тему
Мысли о России

Мифы о голоде в царской России и трагедия советской коллективизации

Чтобы оправдать колхозный строй, сторонники Ленина и Сталина придумали миф о якобы ежегодном голоде в царской России. Однако в действительности в дореволюционной России всегда был избыток хлеба.

В 1914 году потребление зерновых (пшеница, рожь, ячмень, овёс) составляло 265 кг на душу населения (вместе с картофелем 438 кг) в год. Для взрослого человека требуется примерно 200 килограммов зерна в год, при этом в России около 48% населения составляла молодежь младше 19 лет, которая потребляла еще меньше.

Кроме того, средняя крестьянская семья в начале XX века владела в среднем 18,7 гектаров земли — это в два раза больше, чем в таких развитых странах, как Германия и Франция. При таком объеме земли и уровне производства говорить о постоянном голоде в России просто невозможно.

Когда в 1891–1892 годах произошел неурожай, люди страдали не от голода как такового, а от сопутствующих эпидемий тифа и холеры, вызванных ухудшением питания. Избыточная смертность в тот период составила около 400 тысяч человек, что сравнимо с потерями от коронавируса в России в 2020 году

 Семья больных тифов в РИ, 1890-е годы
Семья больных тифов в РИ, 1890-е годы

Важно отметить, что в те годы государство и общественность активно помогали населению, организовав народные столовые, где бесплатно кормили нуждающихся.

"Вчера вечером я заехал в деревню Гущино, состоящую из 49 дворов, из которых 24 без лошадей. Было время ужина. На дворе, под двумя вычищенными навесами, сидели за пятью столами 80 человек столующихся: старики вперемежку со старухами за большими столами на скамейках; дети за маленькими столиками на чурбачках с перекинутыми тесинами. Ужинавшие только что кончили первое блюдо (картофель с квасом), и подавалось второе — капустные щи. Бабы наливали корцами в деревянные чашки дымящиеся, хорошо заправленные щи; столовщик с ковригой хлеба и ножом обходил столы и, прижимая ковригу к груди, отрезал и подавал ломти прекрасного, свежего, пахучего хлеба тем, у кого был доеден", -писал Лев Толстой.
народная столовая в РИ
народная столовая в РИ

В результате случаев гибели людей непосредственно от голода зафиксировано не было.

«Согласно сообщениям всех опрошенных мною земских деятелей, представителей Красного Креста, членов местной врачебной администрации — если уже не верить чинам администрации общей — ни одного случая смерти непосредственно от голода, от полного отсутствия всякой пищи, не говоря уже про случаи самоубийств или убийств детей из-за голода, не было констатировано ни разу и нигде. Все такого рода случаи, о которых сообщалось в газетах — всегда очень глухо, без точного указания места, селений и без обозначения имён лиц, якобы умерших от голода или прибегнувших к самоубийству или убийству детей — расследовались на местах, насколько это было возможно при неопределённости указаний, и нигде не подтверждались", - отмечал в работе «Наши неурожаи и продовольственный вопрос» академик А.С. Ермолов, который в 1892—1905 гг. возглавлял Министерство земледелия Российской Империи, а затем руководил Центральным комитетом по оказанию врачебно-продовольственной помощи населению.

К такому выводу пришёл и Лев Толстой, который, будучи в оппозиции к царской власти, активно помогал в борьбе с последствиями неурожая.

Из сочинений Толстого
Из сочинений Толстого

Даже во время Первой мировой войны Россия сохраняла продовольственное изобилие. В отличие от других стран, Россия не вводила продовольственных карточек, тогда как в Германии в 1914–1918 годах от голода и недоедания умерло около 800 тысяч человек.

народная столовая в РИ
народная столовая в РИ

Совсем другая ситуация сложилась при большевистской власти. В 1921–1922 годах от голода погибло более 5 миллионов человек. Причиной этого стал запрет частной торговли хлебом и насильственная конфискация продотрядами крестьянских излишков. В ответ на это крестьяне начали сокращать посевы, чтобы не работать бесплатно. Однако вместо того, чтобы снизить нормы хлебозаготовок, большевики продолжили выгребать урожай до последнего зерна, что и привело к катастрофе. Голодомор повторился в начале 1930-х годов, но на этот раз при хорошем урожае. Это подчеркивает, что трагедия была вызвана не природными причинами, а политикой сталинского режима.

Голодающие дети в Бузулуке (Самарская губерния), 1921–1922 гг.
Голодающие дети в Бузулуке (Самарская губерния), 1921–1922 гг.

В результате при Сталине потребление хлеба упало почти на треть.

Источник - «Доклад зампреду совета министров СССР тов. Микояну А.И. от ЦСУ (центральное статистическое управление) о торговле в сельской местности, о потреблении основных продуктов крестьянами, о строительстве в сельской местности», октябрь 1953 года,
Источник - «Доклад зампреду совета министров СССР тов. Микояну А.И. от ЦСУ (центральное статистическое управление) о торговле в сельской местности, о потреблении основных продуктов крестьянами, о строительстве в сельской местности», октябрь 1953 года,

Экономическая модель Сталина после 1945 года была скопирована в других коммунистических странах — в Китае, Албании, Камбодже и других, что привело к массовому голоду и гибели десятков миллионов человек.

После смерти Сталина государство перестало полностью забирать урожай у крестьян, но эффективную экономическую систему так и не удалось построить. Колхозный строй остался неэффективным и продолжал страдать от системных проблем.