Как вы поняли из названия, данная статья – сиквел разговора о LUTах. Мы уже побеседовали о природе этого покрасочного инструмента, алгоритме его работы, даже посмотрели слайды с примерами. Теперь акцентируемся на одном немаловажном моменте.
Положим, вы нашли в сети какой-то LUT-пакет, купили (или отыскали бесплатный), скачали, открыли папку, а там некоторые файлы помечены маркировкой LOG, некоторые – Rec709. Поначалу вы не обращаете на это никакого внимания и пробуете свою находку на практике, тонируя, скажем, видео с телефона. Тут-то и начинается безудержное веселье! Если к пресетам с отметиной Rec709 в ходе работы возникает минимум претензий, то результаты обработки LOGами вас, мягко говоря, удивляют своим слегка кислотным эффектом.
– WTF? – в сердцах вскрикнете вы.
Постараюсь растолковать вкратце. Существует два типа съёмки – LOG и Rec709. И именно последним мы чаще всего пользуемся, если снимаем, например, на смартфон. Или на фотоаппарат. Или на любительскую камеру. Короче говоря, в обычной жизни, далёкой от киноплощадок. Записав какой-то видос, вам, как правило, ничего не надо делать с контрастом и насыщенностью. Картинка максимально приближена к реальной по цвету и свету, хоть сейчас в эфир.
LOG-стандарт используется в профессиональных камерах. Это уже высшая лига! Планы, снятые в логарифмических профилях, выглядят блёклыми, серыми, плоскими. Ни жизни, ни сочности. Прям фу! Если не быть в курсе, можно даже перепугаться, что за брак я записал. Тем не менее такие кадры детальнее и при цветокоре ведут себя гибче, не изобилуя артефактами.
Понятно дело, возни с ними поболе, однако такая гамма даёт больше контроля над изображением. К тому же значительно упрощает работу со сведением видео, снятого разными камерами в разных локациях при разном свете.
Два типа съёмки – два типа LUTов. Покажу на примере. Возьмём сухую LOG-картинку (DRY) и её же, но допиленную до стандарта Rec709 (WET), применив к обеим соответствующие разновидности одного LUTa (Osiris – KDX).
Как видите, LUT Rec709 не особо воздействует на изображение в вопросах яркости, контраста и насыщенности, в основном тонирует. Чего нельзя сказать о LOGе. Тот прям отрывается, выкручивая картинку а-ля 50 оттенков серого до привычного глазу вида.
Как я уже упоминал в первой статье, LUT – это не только инструмент тонировки. Существуют разновидности цветовых таблиц, вшитые непосредственно в кинокамеры или загружаемые во внешние накамерные мониторы и рекордеры. Они позволяют в ходе съёмок видеть плоское LOG-видео таким, каким оно должно стать в финале цветокоррекции. Это чисто предпросмотровая фишка. На выходе отснятые планы всё равно будут блёклыми и ненасыщенными.
Подытожим. В условиях стремительно развивающегося технического прогресса LOG-съёмка стала доступна не только обладателям профессиональных кинокамер. Сейчас этот стандарт поддерживает ряд камер попроще, навороченных смартфонов и коптеров. Если у вас есть возможность записывать видео и в Rec709, и в LOG, то тут уж сами решайте, что использовать.
В первом случае вы получаете практически готовую картинку, правда, не застрахованы от пересветов и глубоких теней, губящих детали. Во втором – кадры с бОльшим количеством визуальной инфы, даже если они сняты в условиях повышенной яркости или затемнённости, но с которыми нужно повозиться. Хотя если есть время, почему бы и нет?