В истории Константиновского района есть населенные пункты, которых уже не найти на его карте, — это Кагальницкий городок, станицы Верхне- и Нижне-Михалевские, хутор Верхнежуравский и другие. Один из них — хутор Таловский.
Он известен в конце XIX века как хутор Таловка станицы Нижнекундрюченской Первого Донского округа Области Войска Донского. Этот населенный пункт располагался выше на 2 километра от Лысого колодца у сегодняшнего хутора Нижнежуравского по балке Суходол (в настоящее время там Храм иконы Божией Матери Живоносный источник).
Слово «таловый» происходит от тюркского слова «талы» (мн. ч.) — урема, пойма реки, заросшая тальником (кустарником). Казаки ходили в талы зимой ставить петли на зайцев. Тальник — кустарник семейства ивовых: краснотал (на Дону и Северском Донце), а также белотал, чернотал. Черноталом казаки топили зимой печки.
После гражданской войны хутор Таловский находился в подчинении Нижнежуравского сельского совета Константиновского района Шахтинского округа Северо-Кавказского края. Согласно «Списка населенных мест Северо-Кавказского края», изданного в 1925 году, на тот момент в Таловском проживало 246 жителей в 47 дворах. По данным 1950 года, он числится в Нижнежуравском сельсовете Константиновского района Ростовской области.
В июне 1959 года хутор Таловский входит в состав Авиловского сельского совета Константиновского района. В августе 1967 года хутор Таловский был исключен из учетных данных.
Хутор Таловский до революции славился своими ярмарками, а вот в более крупных хуторах того времени — Авилове и Нижней Журавке — ярмарок не было. Из воспоминаний местного жителя Николая Сергеевича Долгих мы узнали, что до революции атаманом хутора Таловский в возрасте 70 лет был его прадед Василий Орехов, Георгиевский кавалер. Он в 1937 году был репрессирован и пропал без вести.
Другую интересную историю нам поведал интернет. На бывшем подворье семьи Мельниковых в хуторе Таловском был найден Георгиевский крест 3-й степени за номером 276483. По номеру награды установили владельца, которым оказался Федор Иванович Букин, служивший в Сибирском стрелковом полку. Оставалось узнать, как этот Георгиевский крест попал на Дон. Оказалось, что уроженец хутора Таловского Петр Мельников в 1957 году проходил службу в Советской Армии в городе Оренбурге, где женился на Нине Букиной. Получается, что Георгиевский крест принадлежит ее деду.
Вот как вспоминала о хуторе Таловском учитель Константиновской средней школы № 1 и участница Великой Отечественной войны Валентина Тимофеевна Мельникова. Она — уроженка хутора Верхнежуравского.
- Мой папа Мельников Тимофей Петрович, 1900 года рождения, до Великой Отечественной войны работал директором начальной школы в хуторе Таловском. Жили мы прямо в школе, пока не переехали в 1931 году в станицу Константиновскую. В хуторе выше школы стояла церковь, но там сейчас ничего не осталось. Через улицу был хутор Толока (или Толоха). Его сейчас не существует. По одной стороне балки был хутор Верхнежуравский, а на другой — хутор Толока, то есть в сторону хутора Почтового,
— рассказывала она.
Исчезают населенные пункты, но история о них сохраняется в архивных документах. Узнать о них можно и из воспоминаний тех людей, чья жизнь была связана с хуторами, исчезнувшими с карты нашей малой родины.
Елена СТЕФАНОВА, член Союза краеведов России.