Найти тему
Ясный день

Разбуди меня на рассвете (глава 1)

- Там человек упал! Смотрите, смотрите, вон со скалы упал… прямо в воду…

- Кто упал? кто?

- Да парнишка какой-то…

Молодежь кинулась к обрыву. Некоторые, глянув вниз, с испугом отпрянули. Быстрое течение реки могло закружить человека, как щепку. Зоя оглянулась на стоявших рядом знакомых и незнакомых ребят… и вдруг крик: - Разойдись!

Все расступились, не успев сообразить, что же задумал этот парень со спортивной фигурой. А он разбежался и сиганул с приличной высоты прямо в бурлящую воду.

- Куда? Разобьешься! - Послышались крики, а потом испуганный вздох всех стоявших у обрыва.

Зое показалось, что она перестала дышать, когда увидела прыгнувшего со скалы парня. А он, выдержав равновесие, столбиком пошел вниз, сначала исчезнув под водой (и в эти секунды вновь раздался испуганный вздох толпы), потом вынырнул и стал усиленно работать руками, чтобы добраться до упавшего в реку паренька.

Зоя вместе со всеми смотрела вниз, и сердце ее колотилось от волнения. Вспомнилось, как в детстве, когда ей было десять лет, она тоже очутилась в воде, и течение тянуло ее все дальше. Нет, со скалы она не прыгала, просто решила проверить, насколько хорошо научилась плавать. Рядом никого не было, и она, войдя по пояс, попробовала плыть. Сначала получалось, и она не заметила, как отдалилась от берега. Пловчиха из нее была еще слабенькая, и ее легко унесло от берега. Она помнит тот страх, который сковал тело, и как она изо всех сил стремилась выбраться на берег.

У нее получилось, но воспоминание осталось на всю жизнь. И вот сейчас она смотрит вниз, где сильное течение и еще не прогревшаяся вода.

Стоявшие рядом, переживали теперь за обоих. Кто-то говорил, что не надо было прыгать за упавшим вниз, что теперь оба погибнут, другие, наоборот, побежали дальше, вниз по течению, где можно спуститься. Хотя, что толку, все равно далеко.

Зоя что-то шептала, словно умоляла кого-то спастись парням, хотя не знала их.

Воскресный день был согрет солнцем, и молодежь, выпросив служебный автобус, выбралась на берег Енисея. Зоя и ее подруга Таня, тоже записались, и рано утром, взяв собранную с вечера еду, отправились к конторе.

Она вообще мало кого знала среди строителей гидростанции, да и со своего строительного управления, тоже пока мало кого знала. Здесь вообще народ разношерстный, приехавший из разных уголков страны. Строилась ГЭС, строился город, отвоёвывая землю у самой тайги, и даже скалы пришлось «пододвинуть», когда прокладывали дорогу.

Зоя, можно сказать, была из местных; село, в котором она родилась и выросла, находилось километрах в ста от стройки. За плечами была школа и профессиональное училище, где она выучилась на штукатура-маляра. Причем училась хорошо, и ей предложили поступить в техникум. Но Зоя не готова была вновь сидеть за партой, побоявшись, что родителям тяжело будет ее содержать.

- Я работать хочу, - сказала девушка, и попросила отправить на строительство гидростанции. Но ее направили на строительство нового города. И теперь она кочевала с одного объекта на другой. Их торопили, чтобы в срок сдать жилье, поскольку людям жить негде, а народу много.

Она уже год работала на стройке, подружившись с Таней Хилько – смешливой девчонкой с русой косой и серыми глазами. Таня успела познакомиться с водителем самосвала Анатолием, и частенько намекала Зое, чтобы и она нашла себе друга. – Посмотри, город еще строится, а кругом мамочки с колясками. И нам не надо отставать, я вон Толю встретила, и ты присматривайся.

Погода вдруг переменилась, рядом с тайгой такое часто бывает - налетели тучи. Светло-русые волосы Зои трепал ветер, а она не замечала, и все смотрела вниз, и все шептала, чтобы выбрались оба. Тот, который прыгнул, помог прибиться к берегу щупленькому пареньку. Там как раз скала заканчивается, и можно подняться, хоть и склон крутой. И уже другие ребята подбежали, вошли в воду и помогли обоим.

- Зоя, ты куда? – окликнула Таня.

- Вниз!

- Да там сами разберутся, живы оба, - Таня схватила ее за руку, - погоди, там спускаться тяжело и подниматься тоже, видишь, склон какой крутой.

- Ну, надо же им как-то помочь, может врач есть…

- Да какой врач? – Таня с удивлением посмотрела на подругу. Здесь одни строители. Смотри, оба вышли, сейчас им помогут… ой, а этот, что спасать прыгнул, только ботинки и успел снять… как же он вытянул его… здесь такое течение.

- Не знаю, задумчиво, - ответила Зоя. Она все смотрела на того молодого мужчину, который рискнул прыгнуть, хотя мог легко разбиться. О чем он думал? А может и не думал, а просто прыгнул. Зоя смотрела на его мокрые темные волосы, впервые разглядев лицо, видела, как он тяжело дышит… и это неудивительно, можно сказать, победил страх и течение реки.

Парнишка, которого он вытянул, не мог стоять на ногах – видно от страха обессилел.

Все кинулись к пареньку – ему на вид лет восемнадцать. – Ну как ты? Говорить можешь? Воды, поди, наглотался? Нет? Нормально все?

Кто-то скинул рубаху и помог парню переодеться, а потом повели к автобусу. Зоя, наоборот, кинулась к молодому спасателю, который шел следом и всем говорил, что он в порядке. Зоя подняла старое покрывало, которое они расстелили с Таней на траве, и которое она брала из общежития, и побежала к незнакомцу.

- Укройтесь, - она подала ему покрывало.

- Не надо, обойдусь.

- Вода холодная, а вы мокрый весь, обсохнуть надо.

Он остановился, и Зоя увидела улыбку на его уставшем лице. – Спасибо, правда, не холодно.

А она стояла с этим покрывалом и умоляюще смотрела на него. Может ее взгляд так подействовал… парень взял покрывало и накинул на плечи…

- Борис, ну ты как? - Двое парней подошли к нему. – Вот это правильно, укройся пока, а то ветер, а лучше скидывай мокрое, чтобы не простыть.

- Да я нормально, мне тут «скорая помощь» помогла, - он взглянул на Зою.- Вы лучше пацану помогите, непонятно, зачем он сиганул в воду…

- Да мы поняли, что свалился, а может и сам прыгнул, потом выясним, пацан ведь совсем, лет восемнадцать еще.

Зоя взглянула на паренька, кто-то назвал его Венькой. Нашли сухую одежду и принесли горячий чай.

- Ну, вот и «отдохнули», - разочарованно крикнул мастер участка, - в автобус, молодежь, по домам едем.

- По общагам, - крикнул кто-то, - наши дома еще в проекте.

- Зоя, покрывало где? – спросила Таня.

- Да вон … человеку дала, чтобы согрелся.

- А-аа, вон они в другой автобус садятся… да и ладно, подумаешь, покрывало, тут такой случай, хорошо, хоть живы остались.

Зоя, прильнув к стеклу, пыталась еще раз увидеть того мужчину. – Борис, - прошептала она, вспомнив его имя.

Они медленно тронулись, свернув пожитки на месте отдыха за считанные минуты. Река тянулась свинцовой лентой между серых скал, над которыми победоносно шумела тайга. А у Зои перед глазами стояла только одна картина: как разбежавшись, он прыгает вниз… и все это теперь, как в замедленном кадре – все движения вспоминаются.

- Зой, ты чего задумалась? – спросила Таня. – Испугалась? Все же хорошо, все живы. Ну, понятно, разборки будут: почему так случилось…

- Да мне-то чего бояться? Я за них испугалась, просто знаю, что такое холодная вода. Вода в мае еще очень холодная, я ведь на реке выросла. – Она повернулась к подруге. – Ты понимаешь, он ведь не думал, он следом прыгнул, а ведь он его может и не знает, а просто человека спасал…

- Ой, Зойка, впечатлительная ты…

- На моих глазах человека спасли.

- Ну-ка, ну-ка,- Таня попыталась посмотреть в глаза подруге, - забыть не можешь нашего героя… понравился тебе? Ну, скажи, понравился?

- Перестань, почему сразу "понравился"?

- Ну, я же видела, как ты на него смотрела.

- На него все смотрели. И если уж тебе так интересно, то… да, понравился. Не каждый способен на такой поступок.

В автобусе все тихо переговаривались, и было непривычно, ведь сюда, к месту отдыха, ехали с шутками и песнями. А сейчас только перешептывание.

- А что с пареньком-то? Как он в воде оказался? – спросил кто-то позади.

- Вроде случайно упал, кажется, набрался парень… в профкоме узнают, втык дадут, до начальства дойдет. Говорят, этот Венька в карты проигрался, вот с горя и сиганул.

- Да нет, он вроде случайно, крутился там и упал.

- А этот парень, который за ним кинулся…

- Это Борис, он крановщик, недавно, кажется, появился на стройке.

Зоя ненароком слышала этот разговор, впитывая каждое слово.

- А-ааа, вон оно что… так он на кране, конечно, привык к высоте, - услышала она тот же голос.

- Ага, тут Лёнька как-то спросил: «Не боишься на такой высоте работать? А он, ну, то есть, Борис, значит, отвечает: «Я и сплясать там могу».

Зоя невольно улыбается, вспомнив башенный кран, мимо которого приходится ходить. Но никогда не обращала внимания на крановщика, ведь он где-то там, высоко.

____________

- А чего так рано? Еще не вечер, а вы уже вернулись. Дождь что ли пошел? – комендант Софья Павловна придирчиво оглядела девчат. – Чего так рано? – повторила она.

Зоя остановилась, хотя уже хотела прошмыгнуть мимо. – Мы уже отдохнули, да и вообще, там человек в воду упал…

- Ой! И что? Жив?

- Жив. Только мокрый весь и напуганный. Вот и вернулись, мастер так распорядился.

Девчонки стали подниматься на второй этаж. – Любопытная наша Соня, - ворчала Татьяна, - будто ей дело есть до нашего отдыха. Эх, жаль, Толик мой сегодня на смене, а то бы прогулялись сейчас, выходной все-таки… законный выходной.

Зоя, открыв комнату, бросила вещи и села на кровать. А потом и вовсе прилегла.

Вечером Таня убежала на свидание с Анатолием, у него как раз смена закончилась. А Зоя, выключив радио, прилегла, оставив дверь открытой. Знала, что Татьяна скоро придет. Сна не было, она все время думала про Бориса.

Вот так жила-жила до двадцати лет… училась, работала… но не влюблялась. И совершенно равнодушно смотрела на заигрывающих парней. Ей казалось, что нет ей пары, и все ухаживания были несерьезными, да и слова брошены вскользь.

И сколько раз она видела молодоженов на стройке. Они появлялись после ЗАГСа - счастливые и смущенные… и белое платье невесты и строгий костюм жениха – казалось, гармонично вписываются на этом строительном фоне.

(художник Юрий Пименов)
(художник Юрий Пименов)

И Зоя тоже иногда думала о том, что также приедет на стройку в белом платье. Пусть даже в скромном, но обязательно, чтобы рядом был любимый человек. И еще она любила просыпаться на рассвете… и как же это необыкновенно хорошо проснуться вместе, когда солнце едва коснется лучами тайги, реки и нового города.

Зоя считала, что встретит своего человека неожиданно… и он сразу ей понравится. Вот как сегодня, - Зоя натянула одеяло до самого подбородка, - показалось зябко. Да, именно сегодня, этот промокший до нитки парень, запомнился ей, завладел ее вниманием и не отпускает до сих пор.

– Зой, ты не спишь, - спросила Таня, вернувшись со свидания.

- Не сплю, можешь свет включать.

- Все про него думаешь - про этого Бориса?

- Думаю. Так и стоит у меня перед глазами.

- Ну, все, Зоя, пропала ты. Хорошо, если взаимно.

- Да что ты?! Какая взаимность? Я даже не знаю, как к нему подойти.

- Ой, Зойка, вот честно, ты как белая ворона, - с сочувствием сказала Таня, - я не удивлюсь, если ты вообще не целовалась ни с кем.

- Целовалась! – С возмущением ответила Зоя. – Ты же знаешь, я тебе рассказывала… в старших классах училась, вот тогда с Петькой, соседом, первый раз поцеловалась, но это случайно. И вообще он мне не нравился никогда.

- Ну, раз тебе так понравился этот крановщик… первой подойди к нему, тем более повод есть – покрывало твое у него…

Зоя подскочила на кровати. – Ты что?! Стыд какой… старое покрывало требовать, что он подумает…

- Ну, тогда лежи и страдай!

__________

После тревожного воскресенья и бессонной ночи все разрешилось само собой. Зоя даже не пыталась идти к смелому крановщику и спрашивать о покрывале, еще не хватало с человека какую-то тряпку требовать. Однако Борис сам нашел Зою. Хотя, что ее искать, посмотри вниз – вон ее голубая косынка мелькает.

Не сказать, что Зоя была красавицей – светло-русая челка, правильные черты лица, карие глаза. Фигура… да обычная фигура, без крутых изгибов. Она не задумывалась об этом, выросла в деревне, все время помогая родителям, - не до красоты было. А сейчас захотелось быть красивой, вот также легко упорхнуть на свидание, как ее подружка Таня.

Понедельник, как всегда, начался с разнарядки, и девчонки шумной гурьбой ушли на отдаленный объект, Зоя с сожалением посмотрела на башенный кран - теперь он казался далеко.

- А шпатели ваши где? – крикнула мастер Вера Фоминична. – Разбазарили казенное добро, а мне теперь снова за вас просить?

- Вера Фоминична, да у нас там, на доме, инструмент остался, мы думали вернемся туда, - признались девчата.

- А больше ничего там не забыли? Память что ли дырявая? Я не собираюсь вас снабжать…

- Я схожу и соберу все шпатели, - предложила Зоя. Она и сама не ожидала, ведь ее инструмент был с собой.

- Беги, Гончарова, да чтобы шустро, задержишься – прогул поставлю.

- Я мигом!

Зоя помчалась на прежний объект, не чувствуя усталости в ногах. Этот кран, маячивший над всей стройкой, придавал уверенности, и какой-то задор появился в этом простом задании. Почему-то казалось, что не зря она туда торопится, даже благодарна была, что девчонки забыли шпатели.

Вбежала по лестницам еще не сданного дома, собрала инструмент и спустилась вниз. Машинально подняла голову (конечно, он ее не разглядит, не заметит), но все же взглянуть хотя бы издали… И вдруг он высунулся из кабины и махнул рукой. Зоя встала как вкопанная. Подумалось, что не ей этот знак, а все равно стояла и смотрела вверх. А он что-то показывал знаками, а потом стал спускаться.

И она стояла, как привязанная к этому месту невидимой веревкой, даже пошевелиться не могла.

- Эй, «скорая помощь», - окликнул он, - это ты мне покрывало вчера дала?

- Это чтобы вы не замерзли, - с каким-то особым чувством радости ответила девушка.

- Там ребята в общагу к вам отнесли, на вахте оставили, - сказал крановщик.

- Да и ладно, я вообще про него забыла… я так испугалась вчера, представляете, я в детстве плавать училась, и меня течением унесло, кое-как выбралась. Так что теперь знаю, как это в воде барахтаться. А вы вообще… герой, вас наградить надо…

Он рассмеялся. – Ну, награди… поцелуем…

Зоя смотрела в его смеющиеся глаза и совсем не улыбалась. Она вдруг стала серьезной, и с такой же серьезностью и решительностью сказала: - И поцелую. – Она потянулась к его губам, но не решилась, и поцеловала в щеку.

- Ну что же ты… такой смелый жест и вдруг спасовала, - сказал он,- вот так надо, - и он взял ее за плечи и без тени смущения поцеловал в губы.

Автор: Татьяна Викторова

Продолжение здесь: