Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Нацисты маршируют по улицам Лонд­она… в фильме «Это случилось здесь»

«Нацисты маршируют по улицам Лон­дона. Выслуживаются перед оккупантами фашистские при­хвостни. Немецкие и английские нацисты охотятся на патрио­тов. Фантазия? Утопия? Вымысел?»

Читаем фрагменты старой статьи киноведа Р. Cоболева (1926-1991), опубликованной в 1966 году:

«Объективистски отразить жизненные сложности или, еще пуще, документально подтвердить концепции о фатальном оди­ночестве, изначальной порочности и бесцельности существова­ния человека — это показалось заманчивым для определенных западных кинематографистов.

И это было сделано. Например, Г. Якопетти облетел на лайнерах «SAS», финансировавшей его фильм, весь мир, подбирая свидетельства человеческой пакостности и уродства.

А Б. Блийе (младший) в фильме-анкете «Гитлер?.. Не знаю такого» на основании опроса нескольких юношей и девушек предлагает зрителю сделать вывод, что вся современная молодежь аполитична, безнадежно испорчена, что ее кругозор ограничен се**ом и поисками места потеплее.

-2

Якопетти в «Грязном мире» заведомо отыскивает и показы­вает наиболее биологически отвратительные проявления жизни.

Женщина, у которой умер ребенок, выкармливает грудью поро­сенка для своего племени, — такой обычай сохранился в джунглях Новой Гвинеи;

на каких-то тихоокеанских островах девушки охотятся на юношей и соревнуются в их, мягко говоря, совра­щении;

в Японии массажистками в мужских банях работают молодые женщины, и т.д.

Все это, разумеется, факты. Но свиде­тельствуют они прежде всего о нечистоплотности автора.

В кон­це концов, и Венеру Медицейскую можно снять с такой точки зрения, что изображение не вызовет ничего, кроме омерзения.

У Якопетти многое вызывает отвращение — и то, что он сни­мает, и то, как снимает.

Сейчас, когда пишутся эти строки, в Италии расследуются сообщения об участии Якопетти в зверст­вах чомбовских наемников над пленными повстанцами.

Он не убивал, конечно. Он лишь режиссировал убийства: ставил обре­ченных в нужные ему позы, назначал казни на наиболее удоб­ное для съемок время, «организовывал» смерть врасплох.

Кор­респондент «Известий» Л. Колосов сообщал из Рима: «Трое кон­голезских мальчишек бежали по дороге. Навстречу им вышли трое белых с кинокамерой в сопровождении чомбовских солдат. Белые попросили мальчишек позировать. Ничего не подозревая, они, улыбаясь, встали перед жужжащим объективом. Потом один из белых приказал солдатам: «Стреляйте!» Раздались авто­матные очереди. Ребята упали мертвыми». Снимал и командо­вал — Якопетти.

-3

Бертран Блийе бесконечно далек от фашистского в своей основе цинизма Якопетти. Он действительно ортодоксальный последователь методики «киноправды».

Его фильмы просты и безыскусственны. В студии юноши и девушки по очереди отве­чают на вопросы автора. Вопросы обычные — о жизни; ответы необычные, свидетельствующие лишь о том, что этим девушкам и юношам, пожалуй, нет места в жизни.

В самом деле, если девушка заявляет, что, прежде чем выйти замуж, она поживет с полдюжиной мужчин, то она вызывает жалость.

Но юноша, мечтающий о карьере и признающийся, что фамилию Гитлера он никогда не слышал, вызывает уже презрение. Очевидно, что интервью не срепетированы и не подготовлены. Но правды в них немного.

«Киноправда» как маска для лгунов, как своего рода дивер­сия против реализма под маской реализма же — это один лик нового художественного течения.

Его нетрудно различать, с ним нужно неуклонно бороться. Но ненужно при этом преувеличи­вать опасность, чтобы не выплеснуть с грязной водой и ребен­ка. Повторим, что помимо техники в рождении (или возрож­дении) «киноправды» решающую роль сыграли такие факторы, как глубокий кризис традиционной методологии буржуазного кино и потребность обновления выразительных средств. …

-4

Просмотр английского фильма «Это случилось здесь» стал настоящим событием и, как признавали на следующее утро маннгеймские газеты, для многих неонацистов явился «свое­образным шоком».

Мне лично эта картина представляется чрезвычайно знаменательной, так как помогает отчетливо уви­деть, в каком направлении ведут сегодня поиски прогрессив­ные кинематографисты Запада. …

В своем фильме, который возвращает нас к событиям вто­рой мировой войны, молодые режиссеры открыто сказали «нет» фашизму и милитаризму.

В недрах гитлеровского гене­рального штаба тайно разрабатывается операция «Морской лев». Осуществить ее фашистам, как известно, не удалось. По­ражение гитлеровцев на Восточном фронте, в боях с Совет­ской Армией, спасло Англию от вторжения.

Но в фильме прыжок через Ламанш свершается. Британские острова — под властью нацистов.

Нацисты маршируют по улицам Лон­дона. Выслуживаются перед оккупантами фашистские при­хвостни. Немецкие и английские нацисты охотятся на патрио­тов. Фантазия? Утопия? Вымысел?

А если бы вторжение в Англию свершилось? Все ли в замысле молодых англичан так уж фантастично?

Ведь сборища английских черноруба­шечников, показанные в фильме, не вымысел. И бредовые ре­чи Мосли, фюрера английских наци, тоже не фантазия.

Свое­образное построение этого фильма заключается в том, что художественные, игровые кадры чередуются в нем с докумен­тальными.

Но самое поучительное, быть может, в том-то и со­стоит, что кадры, запечатлевшие сборища английских фаши­стов, даже не пришлось разыскивать в архивах. Они сняты в послевоенной Англии.

Так фильм о минувшей войне оборачивается жгучей совре­менностью, напоминая, что фашизм не похоронен вместе с Гитлером, что опасность его возрождения не миновала» (Соболев, 1966: 139-150).

Соболев Р. Два лица „киноправды“// Мифы и реальность. Буржуазное кино сегодня. Вып. 1. М.: Искусство, 1966. С. 139-150.