Несколько заметок назад я упоминал боровского купца и мануфактурщика Ивана Васильевича Щукина и его сыновей. И обещал о некоторых из них рассказать немного подробней. Как раз сегодня я исполняю то обещание.
Нынешний мой архитектурный герой расположен на Малой Грузинской улице, по соседству с католическим собором Непорочного зачатия (рассказать о котором я все никак не соберусь) и неподалеку от грузинской церкви Георгия Победоносца, о которой рассказывал года полтора назад.
Сегодня он известен как Государственный Биологический музей имени Тимирязева.
Построен же этот усадебный комплекс в русском стиле, который многие по невежеству или по гадкой, привитой кем-то привычке называют «псевдорусским», был в промежутке между 1892 и 1905 годами и…
…Принадлежал Петру Ивановичу Щукину
Их было одиннадцать детей – четыре сестры и семеро братьев. По некоторым свидетельствам, именно Петр Иванович первым из Щукиных переселился в Москву из родной Калужской области. Но перед этим отучился в Петербурге, а затем в Берлинском практическом торговом училище. А заодно успел поработать в Германии и Франции, получив неплохую практику по ткацкому делу.
И, вернувшись в Россию летом 1878 года, обосновался в Москве.
Еще живя во Франции, в Лионе, он увлекся коллекционированием книг и портретов местных знаменитостей. А в России распространил страсть к собирательству на персидские ковры и произведения индийских, китайских и японских мастеров – как говорят, сказалась профессиональная черта, торговля дорогими и редкими тканями. А затем перешел на коллекционирование старинных русских вещей.
Так к началу двадцатого века и появился основанный им в Москве Музей российских древностей.
Да и братья от него не отставали. Сергей Иванович собирал картины французских импрессионистов, Дмитрий Иванович – творения старой европейской школы живописи, а Иван Иванович сконцентрировался на испанских художниках. Про особняк Дмитрия Щукина, в котором располагался Первый музей старой западной живописи, я тоже хотел рассказать в этой же серии, но к сожалению он, расположенный в Староконюшенном переулке, уже не первый год закрыт на реставрацию и затянут сеткой. А по некоторым сведениям, и реставрации там никакой не ведется, просто старинный особняк давным-давно пребывает в аварийном состоянии.
Впрочем, сегодня речь о Петре Ивановиче.
С годами его коллекция разрасталась, и в 1891 году купец…
…Продал свой дом на Пречистенке и переселился в Грузинскую слободу
Первую постройку нового комплекса, похожую на древнерусский терем, здесь поставили уже в 1892 году по проекту Бориса (или Бернарда) Викторовича Фрейденберга. Сегодня это дом № 15, строение 2, известный как «Старый музей» или «Скрыня» (шкатулка, ларец) – собственно дом Петра Ивановича Щукина (12 фото).
В истинном духе ярославского зодчества, с моими любимыми щипцовыми крышами, с шатровым крыльцом, балкончиком в духе Романовских палат на Варварке и украшенный многоцветными изразцами (9 фото).
С «алмазной» рустовкой первого этажа
и очаровательным крылатым единорогом в медальоне над крыльцом.
Здесь купец поселился и сам вместе с семьей, здесь же разместил и свою богатейшую коллекцию.
Но коллекция неудержимо продолжала расти, и спустя несколько лет потребовалось дополнительное здание для ее размещения. Его строительством в 1896-1898 годах занимался уже другой зодчий, Адольф Эрнестович Эрихсон, которому помогал архитектор Василий Николаевич Башкиров (9 фото).
Новое здание оформили и украсили в том же стиле, что и первое, и соединили с первым при помощи подземного туннеля. И хотя новый дом был весьма просторен, даже по стенам того перехода размещались многочисленные экспонаты.
Одновременно со строительством дома, Эрихсон и Башкиров отделили усадебную территорию от улицы оградой с парадными воротами (5 фото).
А в 1905-м построили заключительную часть ансамбля – музейное хранилище и архив (дом №15, стр. 3). Его автором сделался Федор Никитич Кольбе (5 фото).
И в том же самом 1905 году Петр Иванович Щукин пожертвовал свою коллекцию (более трехсот тысяч экспонатов!) вместе с архитектурным ансамблем Историческому музею. Сам же остался его попечителем и хранителем, продолжая пополнять экспозиции новыми раритетами.
В 1912 году Петр Иванович на шестидесятом году жизни скончался от гнойного аппендицита и был похоронен в Покровском монастыре. Позднее музей на Малой Дмитровке упразднили, а…
…Богатейшие собрания перевезли в здание Исторического музея
В усадьбе расположился Музей Старой Москвы, затем Областной музей Московского края, а с 1934 года – Тимирязевский Биологический музей.
Впрочем, успели сказочные русские теремки побывать и студенческими общагами, хоть, к счастью, и недолго.
Хотя, жили здесь разные люди как до революции, так и после. Например, с конца 1890-х до начала нулевых двадцатого века здесь снимала квартиру известная своим контральто исполнительница цыганских романсов Варвара Васильевна Панина, а в 1910-1920-х годах – племянник поэта Николая Некрасова, депутат Государственной думы Первого созыва, книгоиздатель Константин Федорович Некрасов с сыном Николаем Константиновичем, писателем и некрасоведом. В сороковых годах здесь жил историк, археолог и этнограф Сергей Павлович Толстов.
(3 фото)
А в музее во время его существования работали москвовед, архитектор и реставратор Илья Евграфович Бондаренко и живописец Аполлинарий Михайлович Васнецов. А Валентин Серов и Василий Суриков трудились здесь над своими произведениями.
Да и многие другие художники приезжали сюда, чтобы зарисовать с натуры старинные предметы. И говорят, что многие произведения, бывшие когда-то экспонатами Щукинского музея, сегодня можно увидеть только лишь на их полотнах.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!