Эта не самая обычная для Москвы церковь стоит в Грузинской (или Георгиевской) слободе – в древней местности под названием Пресня. Название это произошло от одноименной речушки, что здесь протекала когда-то, пока сто с небольшим лет назад ее не загнали под землю.
А вот версий происхождения имени самой реки существует целых две. Один из вариантов говорит, что вода в той реке была на удивление чистая, пресная, что и отразилось в ее названии. Приверженцы же другой версии утверждают, что река первоначально именовалась Приездной за то, что она поила своей (пресной и чистой!) водой различный приезжий люд.
Сегодня сюда легко можно дойти пешком от метро Белорусская, Краснопресненская или Улица 1905 года. Сама церковь стоит на Большой Грузинской улице.
А вот в стародавние времена, когда городами Руси управляли князья, здесь, в тогдашней Приездной слободе, селили приезжавших в Москву иногородних и иностранных гостей – всевозможных мастеров, ремесленников и торговцев.
…Пресненские грузины и их церковь
Было время, когда Грузия – страна православная и проявлявшая благодаря единству веры дружелюбие к России – переживала тяжелые времена, с большим трудом отражая жестокие нападения со стороны Турции и Персии. Как знак дружбы двух народов, государь Российский Петр Первый пригласил грузинского царя Вахтанга Шестого в Москву, предоставив ему, его сыновьям Бакару и Георгию, а также всей царской свите убежище в слободе.
По прошествии времени, в 1729 году царевич Георгий Вахтангович, к тому времени генерал-майор русской армии, устроил здесь деревянную приходскую церковь в честь великомученика Георгия. Позднее к церкви добавили придел во имя Рождества Христова. Община постепенно росла и развивалась, рос и богател сам храм. Однако в 1779 году деревянная церковь сгорела, а на ее месте, на средства богатого купца Семена Прокофьевича Васильева, который еще при императрице Елизавете Петровне начал торговлю с Англией, имея для этого собственные корабли, и грузинских князей Эристовых и Цициановых (Цицишвили), в 1792-1799 годах был воздвигнут каменный храм с колокольней.
К слову сказать, на средства того же Семена Прокофьевича Васильева был выстроен и храм Успения Богородицы на Могильцах, о котором я также писал.
…Перестройка и позднейшая судьба храма
В конце девятнадцатого столетия грузинскую церковь, первоначально выстроенную в стиле классицизма, полностью перестроили. Работами руководил архитектор Василий Георгиевич Сретенский. Он увеличил храм в размерах и придал ему вид византийской базилики (12 фото).
Но прошло совсем немного времени, и власть в России сменилась. В 1922 году храм разграбили, вынеся из него все ценное. Сняли даже колокола, дабы переплавить их «во что-нибудь полезное». Расхитили драгоценную церковную библиотеку. Но, видимо в насмешку, саму церковь оставили открытой. До конца двадцатых годов в храме продолжали проходить богослужения. Служили в нем грузинские священники на грузинском языке.
Закрыли храм спустя восемь лет, в 1930-м. Оба его здания перестроили, соорудив межэтажные перекрытия, и передали электромеханическому техникуму имени Красина.
…Начало новой истории
В 1992 году начались переговоры о том, чтобы передать храм грузинской общине Москвы. Спустя год соглашение было достигнуто, и древнюю часть храма вернули прихожанам, придав статус Патриаршего подворья. А первого апреля 2015 года техникум имени Красина, который до сих пор занимал основное помещение церкви, окончательно покинул здание, и оно теперь уже целиком присоединилось к Патриаршему подворью.
В наше время церковь Святого Георгия официально принадлежит Московскому патриархату РПЦ. Но, согласно договоренности, богослужения в ней проводит также и священник Грузинской Православной Церкви.
Внутри храм очень красив и необычен. Пространство внутри как бы разделено на несколько частей. И в каждой части вам рады. Все, от священника до старушек-служительниц. Разве что в алтарь не пустят, но это и понятно (17 фото).
В 2000 году для грузинской Георгиевской общины произошло знаменательное событие. Ей была передана икона Святого Георгия, после чего в храме состоялся молебен двух Патриархов – Грузинского Илии Второго и Московского Алексия Второго.
Службы в этом храме и теперь проходят на двух языках: церковно-славянском и грузинском.
А мне, как всегда, здесь очень интересна удивительная и необычная роспись. Для ее исполнения был приглашен молодой иконописец Лаш Кинцурашвили, изобразивший на стенах и сводах храма как святыни православной Иверии, так и лики вселенских святых (25 фото).
Очень характерные для грузинской церкви лики святых, непривычные русскому глазу. Но – притягательные!
И в целом это очень уютное, теплое ламповое место.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца. Буду очень рад вашим оценкам, репостам и комментариям. Они помогут другим читателям находить мои заметки.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!