Начну сначала с лингвистики, но ниже станет понятно к чему это.
Очевидно, такие современные русские слова, как "искать, рыскать, поиск, сыск", в далеком прошлом не могли не играть важную роль в жизни наших предков. Очевидно также, что в том или ином виде указанная форма этого слова не менее популярна и в других языках так называемой индоевропейской (ИЕ) группы языков.
Интересная, однако, получатся штука – слово, которое до сих пор в обиходе в белорусском или польском языках – "шукать", также из словаря русских слов, что подтверждает В. Даль. Получается, в русском языке имеются два похожих слова с одним смыслом "искать" и "шукать". Видимо, второе – это диалектный вариант первого. Сейчас покажу почему. Дело в том, что в прошлом при формировании славянских языков происходило такое известное явление, как смягчение согласных (палатализация). В этом ряду и изменение с→ш. В сочетании же СК→ШКмежду согласными закономерно в славянских языках появляется гласная. В данном случае – гласная У: польское szukać [шукаць], украинск. шукаты, белорусск. шукаць.
Интересно в этом плане, что, видимо, еще праязыковая форма этого слова могла иметь древний полногласный вид исыкати (си-\су-\сы-). Что, скорее всего,и отразилось в английском уже в усеченном варианте seek [сик] (искать).
Также и ask [аск] (спрашивать), которое перешло в английский от данов:
«Ask– спрашивать, спросить, просить. От ст. англ. ascian, др. фриз. askia, санскр. icchati [икхати] искать, церк.-слав. iskati искать, литов. ieškoti искать. На эту форму в английском языке оказал влияние скандинавский родственник (например, датское слово æske). Иначе, древнеанглийский язык эволюционировал бы по пути обычных звуковых изменений в ash, esh, которые в Мидленде и юго-западной Англии стали диалектными формами»[1].
На санскрите тоже интересная форма: icchati [икхати] (искати).
А причем здесь санскрит? А при том, что в санскрите был законсервирован язык, на котором еще на Русской равнине говорили принесшие его в Индию арии. А те, если 2500 лет назад еще употребляли такое слово, и не только это слово, но и тысячу других общих слов базисной лексики с современным русским языком, что и зафиксировано грамматикой Панини, то значит, тогда еще принесли их с собой. (С. Старостин установил 54% соотношение базисных слов санскрита и современного русского язык).
Вот еще пример.
Английское слово PRAY и русское ПРОСИТЬ – что общего? – Всё!
Есть в древнерусском языке еще одно слово, которое, как водится, в урезанной форме базисного корня сохранилось и в английском. Это слово "просить" в древней форме "прохать.
Кстати, просить, умолять – на санскрите prach [пракх], pṛcchati [пркхати], papraccha [папракха], prasna-. Ничего не напоминает?
В. Даль: прохать (просить, прошу). Прошать ряз. тамб. твер. вологодск. прошаить кур. Прохать.
В языке наших предков в слове "прохать" сохранились следы, видимо, некогда бытовавшего в нем праязыкового согласного "k-". Затем, на этапе формирования славянских языков, прошло смягчение согласных К→Х→С→Ш→Ч: прекать – прохать – просить – во-прошать - , где, видимо, базисным был корень п-рек-, учитывая изначальность согласного К в праязыке наших предков на его общеарийской стадии.
Впрочем, и западные лингвисты считают корень *prek- гипотетическим исходным корнем, источнике слов "просить" в большинстве индоевропейских языков, который лежит в основе – prasna-, prcchati (санскр.), peresaiti "расспрашивать" (авест.), prositi (церк.-слав.), prašyti "просить, умолять" (лит.); fragen (нем.), fricgan "просить" (ст. англ.)[2]
Только упускают по незнанию тот факт, что изначально этот корень исходит из праязыка наших предков – праславян\ариев.
В современном английском после ряда известных фонетических трансформаций с «германскими» языками – переход ударения на первый слог, редукция (сокращение) окончаний – латинское precari (просить, молить, умолять) перешло в английское pray –молиться, молить.
К слову, в показанном гипотетическом корне *prek-, необходимо идти дальше, до его праславянской\древнеарийской основы, где пракорень имел простую трехчленную структуру, а именно, к корню рек- говорить. Рёк, реку, речь, Речить симб. сам. а с предлогом и рекать. Также и Ригведа – это "изреченные знания".
К тому же, и в санскрите было rek, rekate – упрекать, подозревать, сомневаться. Что аналогично, по данным словаря В. Даля, новгородскому урёк, укор, упрек, попрек, упрекать. Получается, что попрёк (упрёк) – это «поперек, против речи» кого-либо.
Отсюда и "прохать, просить" (умолять) кого-то (Господа) – значит, поперек желания того, к кому обращена просьба.
Так что слова речь, прирекаться, прохать, просить, упрёк –однокоренные слова в своем динамическом развитии в русском языке.
Это схематическое пояснение незамутненным лингвистам, естественно, покажется натянутым. Поскольку далее гипотетических корней со значком (*) они не идут. Хотя далее – самое интересное – то, что до сих пор хранят простые корни русских слов.
Наблюдать за той софистикой, что сопровождает иные лингвистические разыскания ПИЕ корней – одно удовольствие. И сокрытие за горой фонетических нагромождений истинных корней – это и есть современный процесс поиска истоков ИЕ языка. А вот, кто, куда нёс языки, для лингвистов – у них немало самых разных гипотез.
Но теперь в распоряжении лингвистов появилась осязаемая опора,
увидев которую многие могут встать на вполне твердую лингвистическую почву. Что это за опора такая? Это осмысление, подтвержденное ДНК-генеалогией, реальной области формирования, если вообще не бытования, ПИЕ языка на Русской равнине, основными носителями которого были в том числе и наши предки. Древние ее жители примерно 6-тысячелетней давности затем разнесли тот арийский язык на ветви – процесс отмечаемый лингвистами как расхождение уже, в их редакции, индоевропейских языков. Притом, что арии, носители этого языка про Индию тогда и знать не знали, и знать не могли. К слову, в 19 веке лингвисты еще называли этот язык арийским языком, но переназвали индоевропейским в 20 веке. А. Клёсов пишет:
«Когда англичане завоевали Индию, туда хлынули английские лингвисты и филологи, потому что там было много языков, и это им было интересно. Они быстро выяснили, что основные языки Северной Индии, хинди и бенгали, по своей структуре подобны европейским языкам, потому и назвали такие языки "индоевропейскими"[3].
Так что, ДНК-генеалогия крайне доказательно на основе строго научных данных дает возможность увидеть всю лингвистическую картину Европы в следующем свете:
«Вся Европа (за некоторыми исключениями) говорит на ИЕ языках в последние 3000 лет. До того времени Западная и Центральная Европа говорили на доиндоевропейских языках, или на доарийских языках (что то же самое), их было много. А жители Русской равнины говорили на арийских языках в последние 5000 лет, и унесли их на восток вплоть до Индии (примерно 3500 лет назад)»[4].
Лингвистам же прошлого всё это было неведомо. Впрочем, многие современные лингвисты, опираясь на концепцию М. Гимбутас, так безосновательно и полагают, что 5000 лет назад Европа говорила на индоевропейских языках. И это конные орды носителей ямной культуры (5300-4600 лет назад) ворвались с востока в центральную Европу и принесли с собой ИЕ языки. Такова концепция лингвистов нашего времени.
«Но концепция М. Гимбутас, так называемая "курганная теория" в корне неверна. ДНК-генеалогия показала, что основная гаплогруппа ямной культуры R1b-Z2103 в центральной и западной Европе почти отсутствует, ямники ушли миграциями не на запад, в Европу, а на юг, через Кавказ в Анатолию и на Ближний Восток. В Европе ИЕ языки начались только с кельтов, 3000-2500 лет назад. Откуда эти языки появились у кельтов, поначалу, видимо, гаплогруппы R1a, пока не очень известно, есть две гипотезы – или от лужицкой археологической культуры (начало 3200 лет назад), или от иллирийцев-фракийцев и других праславян Восточной Европы. Ранние кельты, видимо, имели гаплогруппу R1a, но быстро были вытеснены носителями R1b, а ИЕ язык распространился по Европе. Лингвистам еще предстоит эту концепцию принять[5].
Так или иначе, начало арийскому периоду положил субклад R1a Z645. Время его образования, 5900 лет назад, совпадает со временем, когда, 6000 лет назад, по мнению лингвистов праиндоевропейский язык начал расходиться на языковые ветви. Что, как известно из книги А. Клёсова, хорошо согласуется с расхождением носителей субклада Z645 на пять основных нижестоящих субкладов – М458, Z280, Z93, L66, Z284[6].
Выходит, у нас есть все основания полагать язык Русской равнины 3 тысячелетия до н.э. исходником для формирующихся позже, через стадию славянских языков, так называемых ИЕ языков Западной Европы. И натыкаясь на "гипотетические" корни некоего ПИЕ языка, видимо, следует понимать их как пракорни языка наших русских предков. Санскрит же в своем формировании и появлении на индийской почве предстает здесь уже как некоторый вторичный, своеобразный "пракрит" на основе языка принесших его в Индию, ариев.
Кстати сказать, попутно здесь и выяснилась природа таких казалось бы «украинских», русских слов, как "прохаты" и "шукаты" в украинской транкрипции. Ничего украинского в них и не оказалось – обыкновенные древнерусские – прохати, шукати. Только лишь славянская палатализация и ославянила их. А суть – та же, русская.
Б. Новицкий
[1] https://www.etymonline.com/
[2] https://www.etymonline.com/
[3] Вестник Академии ДНК-генеалогии. Т.17, №4, А. Клёсов. Прямая Линия, Часть 76, с 575.
[4] Там же
[5] Там же
[6] А.А. Клёсов, «Народы России. ДНК-генеалогия», изд-во «Питер», 2021