Одна из наиболее удивительных особенностей Коми края – то, что повсюду на его бескрайних просторах можно встретить неожиданные «приветы» из самых разных уголков мира. В столице республики Сыктывкаре, к примеру, есть район Париж, где до сих пор живы легенды о пленных французах – бывших солдатах армии Наполеона. А символом города Инты является готическая башня, построенная по проекту шведского художника, который волей судьбы оказался осужден в чужой стране. Но самый яркий – а главное, не отмеченный печатью принуждения, – след гости с далеких земель оставили, пожалуй, в Удорском районе. Полвека тому назад там возник посреди тайги самый настоящий филиал солнечной Болгарии – 16-й республики СССР, как называли эту страну тогда. И хотя просуществовал этот социалистический рай совсем недолго, он изменил Удорский район навсегда. А как именно, вы узнаете, прочитав еще одну статью из нашего цикла публикаций, посвященного этому муниципалитету.
История болгар в Коми началась в 1960-е, когда «16-я республика» испытывала острый дефицит древесины. Желая помочь дружественной стране, СССР предложил ей заготавливать лес на своей территории на взаимовыгодных условиях. Болгарские власти согласились и уже в 1967-м подписали с советскими договор о сотрудничестве. По его условиям братскому народу разрешалось ежегодно заготавливать в СССР до 1 миллиона кубометров древесины, однако 60 процентов ее должно было оставаться в Советском Союзе, который, кроме того, получал право собственности на всю производственную инфраструктуру, создаваемую иностранцами. Изначально болгарским рабочим планировали выделить территории под вырубки на Дальнем Востоке. Однако позже, как следует все взвесив, советские власти решили отправить их в Коми АССР. Дело было не только в меньшей удаленности этого региона от Балкан: Удорский район республики в то время обладал избыточными запасами переспелой древесины, при этом по себестоимости заготовки она была самой дешевой в стране.
Для практической реализации договоренностей в том же 1967-м было создано совместное советско-болгарское производственное объединение «Мезеньлес». Эта организация была полностью равноправной: даже дирекций у нее было две. В рамках работы объединения советская сторона обеспечивала материально-техническую часть, в то время как болгарская строила инфраструктуру, а также заготавливала, разделывала и вывозила древесину.
Ликвидировали «Мезеньлес» в 1990-м, накануне распада СССР. Сразу после этого вахтовики из Болгарии возвращаться на родину, конечно, не стали: им сказали, что для них обязательно найдут другую работу, да и сами они не верили, что все может закончиться вот так просто. Однако время шло, а никаких перемен к лучшему не наблюдалось. В конце концов, устав ждать, болгары стали покидать насиженные места. Последний эшелон на Балканы ушел с Удоры осенью 1994-го. После этого в Коми продолжали оставаться лишь некоторые иностранцы из числа тех, кто создал в республике семьи с местными жителями.
Всего за период с конца 1960-х по начало 1990-х на Удоре побывало порядка 100 000 вахтовиков из Болгарии, то есть около 1 процента всего ее населения. Они буквально вдохнули в район новую жизнь. Многие там до сих пор говорят: «Если и был где-то на земле социалистический рай, то он был у нас дома».
После себя болгары оставили в Коми многое – одних только дорог они построили в республике более 2 000 километров. Но если начинать с их материального наследия в регионе, то, пожалуй, самая заметная его часть – четыре поселка городского типа, возникших прямо посреди глухой тайги: Усогорск, Благоево, Междуреченск и Верхнемезенск. На закате советской эпохи они заслуженно считались одним из чудес Коми. Все они были крошечными, всего в несколько улиц, но несмотря на это, в каждом из них было все: магазины и поликлиники, садики и школы, столовые и спорткомплексы. Семьи жили в капитальных многоквартирных домах, где были все блага цивилизации, а для одиноких имелись общежития. В магазинах же всегда было вдоволь товаров, которые в большинстве регионов СССР считались дефицитными. Так, даже зимой там можно было купить свежие фрукты. Завозили туда и импорт – например, консервы и косметику из той же Болгарии. Стоит ли говорить, что за покупками на Удору круглый год ездили со всей Коми?
В то же время эти четыре поселка были настоящими филиалами солнечной Болгарии на севере СССР. На языке этой страны были в них все вывески; на нем же велась вся документация; на нем же, наравне с русским, преподавали в школах. В столовых готовили исключительно болгарские блюда. Наконец, во дворцах культуры выступали известные артисты из «16-й республики».
Но несмотря на все различия, жили местные и иностранцы на Удоре дружно. Они всегда вместе отмечали праздники – как советские, так и болгарские. Много было и интернациональных браков: темпераментные и работящие южане считались завидными женихами и были в Коми буквально нарасхват.
Но, пожалуй, пора бы уже нам познакомиться с каждым из четырех болгарских поселков Удоры поближе. Начнем со старейшего и крупнейшего из них – того, что был основан в 1968 году и сегодня является домом для почти 5 000 человек.
Усогорск располагается на пути к административному центру муниципалитета, селу Кослан, и при этом отделяют его от последнего какие-то 10 километров. Название поселка происходит от реки Ус – одного из притоков Мезени.
Усогорск – неофициальная столица Удорского района. В нем даже находится станция «Кослан» железнодорожной ветки, связывающей муниципалитет с Северо-Печорской магистралью. Кроме того, на правах столицы, пусть и неофициальной, Усогорск располагает единственной на весь район гостиницей, которая так и называется, спорткомплексом и православным храмом – церковью Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Больше всего в Усогорске и напоминаний об эпохе «Мезеньлеса». В поселке есть памятник Георгию Димитрову (1882-1949) – «Ленину Болгарии», улица его имени, переулок Софии. Отдельного внимания заслуживает Дом приемов – в 1970-е и 1980-е годы атрибут многих городов стран «Балканского щита социализма». Здание, отреставрированное местным энтузиастом, сохранило многие оригинальные элементы, в том числе красивейший резной потолок с клеймом болгарских мастеров. В настоящее время оно находится в частной собственности, в нем размещается гостевой дом на 20 человек.
Второй болгарский поселок на Удоре – Благоево, также основанный в 1968 году. Он располагается в 40 километрах к западу от Усогорска на берегу реки Вашки, добраться до него можно по автодороге местного значения 87К-145.
В Благоево даже в советский период проживало вдвое меньше людей, чем в Усогорске, – порядка 5 000 – сегодня же население поселка составляет всего около 2 000 человек. Неудивительно, что атмосфера запустения уже понемногу просачивается на здешние улицы. Кстати, не в последнюю очередь этому способствуют некоторые неформальные местные достопримечательности – прежде всего расселенная пятиэтажка, частично обрушившаяся еще в 1991-м вследствие проведения земляных работ. Традиционных же знаковых объектов, таких как памятник болгарскому коммунисту Димитру Благоеву (1856-1924), в честь которого поселок получил свое название, здесь совсем не много.
Тем не менее, побывать в этом месте стоит – хотя бы ради очаровательного в своей самобытности ландшафта городка и окружающей его природы. Кроме того, в 5 километрах от Благоево располагается деревня Усть-Вачерга, где можно посетить образцовый конный дворик «Жемчужины Севера».
Третьим болгарским поселком на Удоре стал Междуреченск, появившийся на картах в 1975 году. Расположенный в 20 километрах к югу от Усогорска, для въезжающих в район по автодороге 87К-005 он является ближайшим.
Сегодня в Междуреченске проживает около 1 000 человек – втрое меньше, чем в советский период. В городке осталось только самое необходимое – развлекательных заведений и туристской инфраструктуры в нем почти нет.
Наконец, четвертый болгарский поселок Удорского района – Верхнемезенск, основанный в 1982 году. Он располагается в 100 километрах к северу от Усогорска, к нему также ведет дорога местного значения.
В отличие от трех первых поселков, этот на протяжении вот уже 30 лет полностью необитаем. Злую шутку сыграла с ним его удаленность от административного центра района: в 1994-м, когда стало ясно, что вахтовики из Болгарии остались без работы надолго, он стал для муниципалитета обузой, и его отключили от всех коммуникаций. Людей просто вынудили уехать.
Многие выходцы из Верхнемезенска теперь живут в Усогорске. О поселке своей юности они вспоминают как о настоящем чуде – оазисе цивилизации посреди дремучей тайги. Все его жители размещались в десятке трехэтажных домов, и тем не менее, в шаговой доступности у них было все для безбедной жизни: магазин, поликлиника, садик, школа, столовая, спортзал. Тротуарные дорожки во дворах выводили на единственную поселковую улицу, которая заканчивалась у двухэтажного здания дома культуры. А прямо перед ним располагался настоящий фонтан – абсолютная невидаль в такой глуши.
После закрытия в 1994 году Верхнемезенск неоднократно пытались «реанимировать». Впервые это произошло еще в 2000-м, когда компания «Город Солнца» представила Правительству Коми бизнес-план по созданию на базе поселка деревообрабатывающего предприятия, работники которого могли бы заняться и восстановлением инфраструктуры. Руководству республики идея понравилась, однако этого было недостаточно – необходимо было еще и привлечь в проект инвестиции. И вот на этом-то этапе все и застопорилось: финансировать то, что казалось тогда чем-то на грани авантюры, никто не решился. В конечном итоге депутаты районного совета Удоры признали поселок неперспективным. «Город Солнца» так и остался чьей-то мечтой.