Трагедия произошла поздним вечером 31 августа 1986 года. После столкновения теплохода и лайнера, последний затонул всего за 8 минут. Погубив сотни людей…. По совершенно непонятным причинам— обоими судами управляли профессионалы.
Больше всего вопросов у следователей было к капитану «Адмирала Нахимова». Прежде всего, потому, что такие опасные маневры, как расхождение судов в бухте, должно проводиться непосредственно капитанами.
Но на капитанском мостике теплохода в это время стоял помощник — капитан спустился в каюту. Именно помощник капитана, заметив сближение с сухогрузом, трижды поменяет курс корабля. Это и привело к столкновению.
Следователи установили — если бы «Адмирал Нахимов» следовал тем курсом, что выставил капитан прежде, чем спуститься в каюту, столкновения бы не было. Как не случилось бы трагедии, если бы капитан не пренебрег своими обязанностями и оставался на мостике.
Это обстоятельно заставило многих задуматься о том, что у капитана теплохода был мотив подставить судно под удар. У этой теории до сих пор много сторонников.
Также и последующие действия капитана сложно объяснить логически. Например…
Сразу после столкновения капитан не остановил корабль. Он продолжил движение судна. В итоге теплоход максимально быстро набрал воду — и затонул за каких-то 8 минут…
Капитан не стал объявлять тревогу после столкновения. Более того — он даже не отдал экипажу приказ об эвакуации пассажиров.
Следователям капитан скажет, что не мог поднять тревогу, так как на корабле сразу отключилось электричество. Но это не совсем так.
Через 2 минуты после столкновения механик добрался до аварийного генератора и сумел включить электричество на судне. Правда, ненадолго. Но и в этот момент капитал не поднял тревогу.
Вместо этого он приказал матросам спуститься вниз и оценить масштаб ЧП.
И только после того, как «Адмирал Нахимов» стал быстро крениться на бок, капитан направит на сухогруз требование об оказании немедленной помощи. Также отдал указ экипажу сбрасывать на воду шлюпки.
Но было уже поздно — матросы успели спустить лишь одну шлюпку, и судно ушло под воду.
Пассажиры пытались использовать плоты. Но они были прочно привязаны проволокой, так как крепления были поломаны. Большую часть плотов люди так и не успели открепить…
В ту ночь все было против пассажиров. Тотальная неудача для бедных людей.
Капитан сухогруза "Петр Васев" торопился — он вез зерно из Канады и хотел скорее войти в порт. С половины 10 вечера он сам управлял судном.
По неизвестной причине капитан подтвердил, что пропустит «Адмирал Нахимов» — вначале диспетчеру порта в Новороссийске, а потом и рулевому пассажирского корабля. Но — не сделал этого.
Капитан сухогруза прекрасно видел, как к нему приближается ярко освещенный теплоход. Когда следователи спросили его, почему он не пропустил судно, как было обговорено, он ответил:
Я думал, успею проскочить.
Не успел. Не проскочил.
При этом капитан сухогруза был профессионалом — об этом в один голос говорили все его коллеги. Но он был неординарной личностью. Любил делать опасные маневры, приводя экипаж в ужас. До трагедии с «Адмиралом Нахимовым» ему удавалось «выходить сухим из воды».
До последнего капитан сухогруза был уверен, что «все идет по плану» и «сейчас красиво разойдемся». Эта уверенность стоила жизни 430 пассажирам и членам экипажа лайнера…
Только после звонка с пассажирского судна, когда рулевой в панике кричал:
Что вы творите?!,
Капитан сухогруза осознал — быть беде.
Но столкновения уже невозможно было избежать. Хотя капитан сухогруза и попытался это сделать — он дал приказ «полный назад». Но набравшее скорость судно продолжало нестись вперед по инерции.
На полном ходу корабль врезался в борт «Адмирала Нахимова», протаранив его. Команда сухогруза сразу начала спасать потерпевших. А капитан грузового судна понял, что натворил и…. украл судовые журналы.
Он стер данные, доказывающие его вину в произошедшем, и приказал помощнику внести совсем иные «показания». К чести помощника, он наотрез отказался выполнять этот приказ — тем самым дал возможность следователям разобраться в случившемся.
В 1987 г капитанов обоих судов приговорили к 15 годам заключения. Но уже в 1992 году их помиловали.
После освобождения мужчины жили в Одессе. Родственники погибших угрожали им.
Капитан «Адмирала Нахимова» писал заявления на этих людей в полицию, просил защиты. А капитан сухогруза не выдержал травли, сменил фамилию и уехал на ПМЖ в Израиль.
Сегодня обоих капитанов уже нет в живых.