Железнодорожная сеть России — это сложная транспортная система, протянувшаяся на более чем 122 тыс. км по всей стране. Годы недофинансирования и отсутствия должного внимания к реконструкции путей, мостов, станций и переездов привели к тому, что многие объекты сегодня требуют срочного ремонта.
Тем не менее в последнее время мы видим определенные позитивные сдвиги. В частности, пресс-служба РЖД сообщила, что к середине мая 2024-го уже завершен ремонт 850 км пути из запланированных на этот год 5,2 тыс. км. Это, безусловно, хороший темп работ. Всего же за 2023-2035 гг. планируется отремонтировать 82,2 тыс. км железнодорожных путей. Более половины придется на Северо-Западный полигон (44,2 тыс. км). На Южном полигоне предполагается обновить 15,5 тыс. км, на Восточном — 22,6 тыс. км.
Если говорить о состоянии железнодорожной инфраструктуры в целом, то картина складывается неоднозначная. С одной стороны, на ключевых, наиболее загруженных направлениях, таких как Транссибирская магистраль или участках, обслуживающих крупные промышленные центры, ситуация в целом более-менее стабильная. Здесь ремонтные работы ведутся регулярно, а наиболее критичные объекты модернизируются.
Например, в первом квартале текущего года на проекты по Центральному транспортному узлу, включая строительство дополнительных путей на участке Москва – Алабушево, направили 4,6 млрд руб. Значительные средства, а именно 2 млрд рублей, вложили в развитие участка Мурманск – Волховстрой. В Краснодаре в апреле этого года отремонтировали железнодорожные пути в восточной части города.
Но есть и негативные тенденции. Во многих регионах, особенно в отдаленных и малонаселенных районах, железнодорожная инфраструктура находится в плачевном состоянии. Износ путей, мостов, станционных сооружений на таких участках зачастую достигает 80-90%. Ремонт и реконструкция этих объектов требует колоссальных финансовых вливаний. Текущих же инвестиций пока недостаточно.
Наиболее остро стоит вопрос с участками, построенными еще в советское время и с тех пор практически не обновлявшимися. Здесь накопилось множество проблем — от ветхости путей до изношенности систем сигнализации и связи. Восстановление таких объектов требует комплексного подхода и значительных ресурсов.
Кроме того, есть целые регионы, где железнодорожная инфраструктура развита слабо. Это, например, Дальний Восток, Сибирь (севернее Омска) и ряд других отдаленных территорий. Здесь требуются масштабные инвестиции и комплексные программы модернизации, чтобы обеспечить надежное и бесперебойное железнодорожное сообщение.
Вместе с тем, учитывая огромные масштабы транспортной сети и накопившиеся проблемы, процесс восстановления железнодорожной инфраструктуры будет долгим и трудоемким. Потребуются колоссальные финансовые вливания, четкая стратегия и слаженная работа всех ответственных ведомств. Тем не менее, текущие проекты вселяют надежду, что постепенно ситуация будет улучшаться.
Например, в ближайшее время капитальный ремонт железнодорожных путей запланирован на ряде участков в Удмуртии: Кизнер – Саркуз, Глазов – Балезино и Болгуры – Кварса. В рамках кампании заменят рельсы и шпалы, произведут очистку балласта и уложат бесстыковой путь. Аналогичные работы пройдут и в других регионах обслуживания Горьковской железной дороги. Всего капремонт охватит 370 км путей.
Железные дороги — это стратегически важная транспортная артерия страны, от состояния которой зависит экономическое развитие и благополучие миллионов россиян. Поэтому восстановление железнодорожной инфраструктуры должно оставаться одним из ключевых приоритетов государства.
Конечно, предстоит еще огромная работа. Но если она будет вестись системно и последовательно, с должным финансированием и контролем, то через несколько лет мы сможем увидеть качественные изменения в состоянии российских железных дорог. Это позволит повысить скорость, надежность и безопасность перевозок, что крайне важно для экономики и социального развития страны.
📝 Материал подготовлен Генеральным директором АО «Трансэнерком» Олегом Шевцовым
Изображение в статье — «Телеграмма РЖД» / t.me/telerzd