В мае 2024-го в Харбинском международном конгрессно-выставочном центре был представлен масштабный проект, призванный существенно увеличить товарооборот между Россией и КНР. Заместитель председателя правительства Амурской области Павел Пузанов, проводивший презентацию, подчеркнул значимость данной инициативы для обеих сторон и отметил проделанную в этом направлении работу за последние десять лет.
Россия и Китай: новые транспортные пути друг к другу
Международный транспортный коридор «Амур», анонсированный на ЭКСПО, включает в себя действующие и потенциальные маршруты для железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта, связывающие соседние государства через Хэйлунцзян и Приамурье.
Один из главных завершенных объектов МТК — трансграничный мостовой переход Благовещенск – Хэйхэ протяженностью 1,3 км. Его строили с 2016-го по 2020-й гг. Однако из-за пандемии запуск движения по новой дороге через водную преграду пришлось отложить на два года.
В настоящий момент в рамках проекта «Амур» продолжается строительство новых сооружений в аэропорту Благовещенска (Игнатьево), расположенного примерно в 15 км к северо-западу от региональной столицы и в 3,5 км от границы с КНР. Будущий грузовой терминал воздушной гавани, который ежегодно сможет обслуживать до 6 тысяч тонн грузов, сдадут в 2025-м. В этом же году в эксплуатацию введут и аэровокзальный комплекс площадью 25 тыс. кв. м (в 3,5 раза больше действующего) и пропускной способностью 1 тыс. пассажиров в час.
Кроме того, предусмотрено обновление Благовещенского речного порта с запуском восьми портальных кранов для обработки контейнерных, самоходных и насыпных грузов. В 2025 году берега двух стран соединит и канатная дорога, строительство которой возобновили после решения проблемы с поставкой оборудования, возникшей из-за западных санкций. А на территории Ивановского округа (левый берег р. Зея) появится «Сухой порт» площадью 300 Га, который ежегодно сможет принимать и обрабатывать более 1 млн тонн грузов.
Новый железнодорожный мост и заброшенная «железка»
Одним из главных потенциальных проектов МТК «Амур» является создание нового железнодорожного маршрута с мостом на ныне недействующем погранпереходе «Джалинда – Мохэ». С этой целью Россия на своей стороне восстановит заброшенную ветку Сковородино – Рейново, о чем мы писали летом прошлого года.
Эту линию протяженность 70 км открыли еще в 1911-м, когда строили Транссиб, но на протяжении последних 17 лет она не используется. В данный момент решается вопрос с передачей объекта в аренду Железным дорогам Якутии. Республика Саха является одним из главных интересантов проекта, так как именно с ее территории через Приамурье в Китай по ныне заброшенной стальной магистрали будет уходить основная часть груза.
В целом к 2030 году по данному направлению намерены перевозить около 60 млн тонн. Поднебесной со своей стороны до водной границы с Россией необходимо протянуть около 100 км стальной магистрали.
В два этапа
Эта инициатива обсуждалась детально на упомянутом Российско-Китайском ЭКСПО в Харбине. Как заявил в ходе своего выступления представитель АО «АК «ЖДЯ» Алексей Местников, на фоне перестроения логистических цепочек и перегруженности Восточного полигона этот проект обретает особое значение. В частности, было отмечено, что сегодня в Якутии растет добыча угля (в первые четыре месяца 2024 г. в республике добыли рекордные 15 млн тонн), однако из-за ограниченной пропускной способности БАМа и Транссиба регион не может реализовать весь свой экспортный потенциал.
Воплощение этого крупного проекта, как было отмечено, планируется в два этапа. Линию до границы с КНР намерены восстановить до 2026-го — изначально по ней смогут перевозить около 5 млн тонн грузов в год. Предусмотрено открытие автомобильно-водного пограничного пункта пропуска с круглогодичным понтонным мостом. После же появления капитального железнодорожного перехода объем грузоперевозок по данному маршруту возрастет в разы. Правда, когда именно приступят к возведению объекта через Амур — неизвестно. Источники финансирования еще не определены.
Стоит отметить, что в своем докладе представитель АО «АК «ЖДЯ» упомянул и о перспективах дальнейшего развития транспортного коридора — «железку» планируют дотянуть до Магадана (сегодня она доходит до Нижнего Бестяха). А затем — через Чукотку и Камчатку до Аляски. И если проект магистрали через Берингов пролив в наши дни представляется (по разным причинам) маловероятным и даже фантастическим, то до берегов Охотского моря, по мнению все тех же китайских партнеров, построить дорогу вполне реально, о чем можно прочитать по ссылке ниже.