Три года назад я писал о загадочных, привлекших мое большое внимание русских кончарах из Оружейной палаты. Они отличались (и отличаются) очень своеобразным, специфическим дизайном, нехарактерным ни для русского оружия, ни для кончаров соседей-поляков. Отдаленно их дизайн похож на дизайн турецких кончаров, но очень отдаленно...
Можете поздравить меня и самих себя - в прошлом году наконец-то появилась внятная информация по этому вопросу. Вышла статья В. Р. Новоселова и С. П. Орленко "Кончары и палаши Троицкого похода царя Федора Алексеевича 1679 года".
Вот, собственно, сами красавцы:
Это - те три однотипных кончара, что входили в состав малой серии специфических изделий, изготовленных при царе Федоре Алексеевиче (кстати, кто помнит такого? Ась?). Всего их было 5, но один утерян еще до 1687 года, остались только ножны, а еще один передан в 1873 году в Санкт-Петербургский Артиллерийский музей (сейчас - ВИМАИВиВС), где благополучно и покоится.
Общие параметры кончаров - клинки четырехгранные, длиной 98-100 см, примерно на одну треть в сильной части украшены золотом.
Ширина, толщина и масса в статье не указаны, к сожалению. От пренебрежения музейщиками, даже наилучшими, этими параметрами у меня уже начинает дергаться левый глаз. Скоро задергается и правый... Но ладно, пренебречь, вальсируем. Тем более что на фото крупным планом, выше, лично мне видится не просто четырехгранный клинок, а клинок крестообразного сечения, с выступающими ребрами жесткости, т. н. "диамантовый"...
Но, может, только мне так видится. Уточнений про это от мэтров музейного дела нет. А в витрине они в ножнах выставляются.
...От основания на длину около 20–22 сантиметров клинки украшены огневым золочением. Кончары имеют весьма схожий прибор эфесов и ножен, отличающиеся лишь деталями оформления. Металлические детали эфеса и ножен из золоченого серебра украшены гравированным орнаментом в виде розеток и бутонов цветов. Рукояти деревянные, обклеены красным бархатом. Навершия сферической формы, украшены гравировкой. Гарды в виде прорезных дисков с внутренней стороны с уплощенным краем, с внешней – со слабо выраженной вершиной-острием. Верхняя часть дисков украшена гравировкой. Под гардой короткая трубка, прикрывающая устье ножен. Ножны деревянные, обклеены красным бархатом. Прибор состоит из устья с наконечником и четырех обоймиц, на двух из которых с обеих сторон по кольцу для подвески.
В переписной книге царской оружейной казны 1687 года эти кончары значатся как:
«Четыре кончера стальные, новаго дела, голомя золочены с обе стороны сплошь; оправа на ножнах по четыре бренцаря, по наконешнику, по устью с порескою травчетые; ножны покрыты бархатом червчетым; у трех по четыре кольца, двух нет; у двух поясы тесма зеленая, у двух тесем нет; под черенами круги резные, сквозные, золоченые; у трех яблоки резные золочены, у четвертаго яблоко золочено ж граненое; у наконешников яблочки розных дел; черены оболочены бархатом червчетым.
А по нынешней переписи ... те кончары с прежними переписными книгами сошлись, у однаго круг попорчен; цена тем кончарам по сороку рублев за кончар, а в прежней описной книге написаны в седьмой статье»
Кстати, обратите внимание - кончары, в целом, недорогие. Всего по 40 рублей, несмотря на изобилие золота. В это время встречались, у того же царя, сабли и палаши ценой в сотни рублей, одна сабля в документах имеет цену в полторы тысячи.
В этом отношении вспоминается расхожее мнение, что в соседней Польше кончары-де стоили в 7 раз дороже сабель, поскольку ковать такие клинки очень тяжело. Хотя тут, конечно, смотря какая сабля - в той же России были и "сабли люцкие" по тридцать копеек...)) Не-а, я не шучу.
Хорошо. А откуда они, такие, кончары эти взялись? Почему аналогичных в русской паноплии попросту нет? Я напомню, что, в отличие от польской, русская конница того времени в ближнем бою пользовалась исключительно саблями. Разных типов, в том числе со штыковым концом, но саблями. Кончар в комплекс вооружения русского поместного дворянина не входил, а у рейтара полков нового строя была шпага. Которая, мягко говоря, выглядела совсем иначе. А забегая в сторону - к концу XVII века русскому рейтару и шпагу саблей заменили, она ему привычнее и сподручнее...
Читаем оригинальную статью:
В конце лета 1679 г. в Оружейную палату поступил очередной заказ на изготовление группы предметов церемониального оружия. «августа в 30 день великий государь <…> Федор Алексеевич указал <…> сделать в оружейной палате для своего государского нынешнего Троицкого походу пять палашей, пять кончаров стальных и ножны к ним выстрогать из дерева, а оправы на них сделать серебряные золоченые с каменьи и с яшмы и покрыть ножны объярями и бархатом, а делать те палаши и кончары Григорию Вяткину с товарищи»
А что за Троицкий поход? Военный, поди?
Не-а. Это поход на... Богомолье!
Выезды на богомолье, в различие крупные монастыри для поклонения святым мощам, на Руси еще со времен Иоанна Грозного (а наверняка еще и с более ранних) обставлялись необычно пышно. В них участвовали сотни воинов - цвет московского служилого дворянства, виднейшие аристократы боярских и княжеских родов, а Оружейная палата и другие смежные дворцовые службы получали дорогостоящие заказы на элитное церемониальное оружие.
Для изготовления оружия мастера запросили два пуда стали и пятьдесят мехов уголья. Очевидно, что задача Григория с товарищами заключалась в ковке клинков. ножны из липового дерева велено было «вытесать» сабельному придельщику Прохору Иванову. В начале сентября спешно закупались материалы для обтяжки и оснащения ножен. Пятого сентября велено было «взять ис Казенного приказу в оружейную палату на оклейку ножен к полашам и к кончарам пять аршин бархату червчатого веницейского доброго». В тот же день с Казенного двора в Оружейную палату указали взять «на два полаша на оклейку ножен отласу золотного пять вершков, объяри по серебряной земле розных шелков семь вершков». По всей вероятности, с выдачей объяри возникли сложности, и подьячий оружейной палаты Василий Советов вместо нее был вынужден взять семь вершков алого бархату.
Элитное оно, впрочем, было только в части украшения серебром, золотом и каменьями в различных сложных техниках. Вот у этого кончара:
У единственного, имеющего граненое "яблоко" навершия, это самое навершие было... просто насажено на деревянный оконечник черена (собственно рукояти), кое-как обмотанный ветошью, и очень условно зафиксировано двумя маленькими серебряными гвоздиками.
Такой способ монтажа никак и никаким образом не подходит для боевого оружия - тем более такого, как кончар, испытывающего в бою особенно серьезные нагрузки. Развалится оно после первой же попытки применить предмет по назначению...
А вот для душевного разговора с Богом - оно, видимо, в самый раз)