120,6K подписчиков

Жизнь которой не позавидуешь в подборке фото Уокера Эванса

634 прочитали

Уокер Эванс — один из самых влиятельных фотографов XX века. Его элегантные и кристально чистые фотографии, а также выразительные публикации вдохновили несколько поколений художников, таких как Хелен Левитт, Роберт Франк, Диана Арбус, Ли Фридлендер, Бернд и Хилла Бехер.

Эванс был основоположником документальной традиции в американской фотографии. Он обладал уникальной способностью видеть настоящее так, как если бы оно уже было прошлым. Свои знания и исторически сложившееся видение он воплощал в нетленном искусстве фотографии.

Уокер Эванс — один из самых влиятельных фотографов XX века.
Уокер Эванс — один из самых влиятельных фотографов XX века.-2

Основной темой его работ был местный колорит, который можно было найти в придорожных киосках, дешёвых кафе, рекламе, простых спальнях и на главных улицах маленьких городков. В течение 50 лет, с конца 1920-х до начала 1970-х, Эванс описывал американскую сцену с тонкостью поэта и точностью хирурга, создавая энциклопедический каталог формирующейся современной Америки.

Уокер Эванс (Walker Evans) - биография и творчество


Уокер Эванс родился в 1903 году в Сент-Луисе, штат Миссури. С детства он увлекался рисованием, коллекционировал открытки с картинками и делал снимки своей семьи и друзей с помощью небольшого фотоаппарата Kodak. После года обучения в Уильямс-колледже он бросил учёбу и переехал в Нью-Йорк. Там он нашёл работу в книжных магазинах и Нью-Йоркской публичной библиотеке, где мог свободно предаваться своей страсти к литературе, читая произведения таких авторов, как Т. С. Элиот, Д. Х. Лоуренс, Джеймс Джойс, Э. Э. Каммингс, Чарльз Бодлер и Гюстав Флобер.

Уокер Эванс — один из самых влиятельных фотографов XX века.-3
Уокер Эванс — один из самых влиятельных фотографов XX века.-4

В 1927 году, после года, проведённого в Париже, где он совершенствовал свой французский язык и писал короткие рассказы и публицистические эссе, Эванс вернулся в Нью-Йорк с намерением стать писателем. Однако он также взялся за фотоаппарат и постепенно перенаправил свои эстетические порывы, чтобы воплотить литературные стратегии — лиризм, иронию, острое описание и повествовательную структуру — в фотографии.

Большинство ранних фотографий Эванса свидетельствуют о влиянии европейского модернизма, в частности его формализма и акцента на динамичные графические структуры. Но постепенно он отошёл от этого высокоэстетизированного стиля, чтобы развить свои собственные выразительные, но более сдержанные представления о реализме, роли зрителя и поэтическом резонансе обычных сюжетов.

Уокер Эванс — один из самых влиятельных фотографов XX века.-5

Годы Великой депрессии 1935–1936 годов были для Эванса периодом замечательной продуктивности и достижений.

В те годы, жизнь в США была далека от «американской мечты» и толпы эмигрантов не штурмовали её границы завидуя сытой и счастливой жизни. Но тем интереснее заглянуть в прошлое, как страна, по сути своей созданная теми самыми приезжими, переживало сложнейший период в своей истории.

В июне 1935 года он получил приглашение на работу в Министерство внутренних дел США, чтобы сфотографировать созданное правительством поселение безработных шахтёров в Западной Вирджинии. Он быстро превратил эту временную работу в постоянную должность «специалиста по информации» в Управлении по переселению (позже — по безопасности фермерских хозяйств), агентстве Нового курса при Министерстве сельского хозяйства.

Уокер Эванс — один из самых влиятельных фотографов XX века.-6
Уокер Эванс — один из самых влиятельных фотографов XX века.-7

Под руководством Роя Страйкера фотографам RA/FSA (Доротее Лэнг, Артуру Ротштейну и Расселу Ли, среди прочих) было поручено запечатлеть жизнь маленького городка и продемонстрировать, как федеральное правительство пыталось улучшить положение сельских общин во время Великой депрессии.

Однако Эванс работал, мало заботясь об идеологической повестке дня или предлагаемых маршрутах. Вместо этого он удовлетворял личную потребность выделить суть американской жизни из простого и обыденного. За это его и уважают, что он не цеплялся за сытую муниципальную должность и действовал в рамках собственной системы ценностей.

Его фотографии придорожной архитектуры, сельских церквей, парикмахерских в маленьких городках и кладбищ демонстрируют глубокое уважение к забытым традициям простого человека. Они обеспечили ему репутацию выдающегося американского документалиста. С момента своего первого появления в журналах и книгах в конце 1930-х годов эти непосредственные, культовые образы вошли в коллективное сознание публики и теперь глубоко укоренились в общей визуальной истории Великой депрессии.

Уокер Эванс — один из самых влиятельных фотографов XX века.-8

Летом 1936 года Эванс решил взять отпуск в Администрации по переселению и отправиться на юг вместе со своим другом, писателем Джеймсом Эйджи. Журнал Fortune поручил Эйджи написать статью о фермерах-арендаторах, и Эванс должен был выступить в роли фотографа.

Уокер Эванс — один из самых влиятельных фотографов XX века.-9
Уокер Эванс — один из самых влиятельных фотографов XX века.-10

Хотя журнал в итоге отклонил длинный текст Эйджи о трёх семьях в Алабаме, совместная работа над этим проектом привела к созданию романа «Восславим знаменитых людей».

Это лирическое путешествие к пределам непосредственного наблюдения представляет собой взрывоопасную смесь документальных описаний и крайне субъективных, даже автобиографических текстов. Роман считается одним из важнейших достижений американской литературы двадцатого века.

Фотографии Эванса для книги «Let Us Now Praise Famous Men» — это потрясающе правдивые изображения лиц, спален и одежды фермеров-единоличников, живущих на сухом склоне холма в семнадцати милях к северу от Гринсборо, штат Алабама. Как серия, они, кажется, проясняют всю трагедию Великой депрессии, но и по отдельности это просто сильные и загадочные кадры. Для многих они являются апогеем карьеры Эванса в фотографии.

Уокер Эванс — один из самых влиятельных фотографов XX века.-11
Уокер Эванс — один из самых влиятельных фотографов XX века.-12

В сентябре 1938 года в Музее современного искусства открылась выставка «Американские фотографии», посвящённая первому десятилетию творчества Эванса. Одновременно в музее были опубликованы «Американские фотографии», которые до сих пор являются для многих художников эталоном, по которому оцениваются все фотографические монографии.

Книга начинается с описания американского общества через призму отдельных людей — фермеров, выращивающих хлопок, шахтёров в Аппалачах, ветеранов войны и социальных институтов: фастфуда, парикмахерских, автомобильной культуры. Завершается она обзором фабричных городков, расписанных вручную вывесок, сельских церквей и простых домов, мест и реликвий, которые являются осязаемым выражением американских желаний, отчаяния и традиций.

Было бы интересно посмотреть, как Эванс описал бы СССР 1930-х годов. Думаю, он сделал бы немало интересных кадров советской индустриализации той цены, которой достигались ударные результаты первых пятилеток.

Уокер Эванс — один из самых влиятельных фотографов XX века.-13
Уокер Эванс — один из самых влиятельных фотографов XX века.-14
Уокер Эванс — один из самых влиятельных фотографов XX века.-15
Уокер Эванс — один из самых влиятельных фотографов XX века.-16
Уокер Эванс — один из самых влиятельных фотографов XX века.-17

В период с 1938 по 1941 год Эванс создал замечательную серию портретов в нью-йоркском метро. Они оставались неопубликованными в течение двадцати пяти лет, до 1966 года, когда Хоутон Миффлин выпустил книгу «Многие называются», состоящую из 89 фотографий, с предисловием Джеймса Эйджи, написанным в 1940 году.

Пристегнув к груди 35-миллиметровую камеру Contax, объектив которой выглядывал между двумя пуговицами зимнего пальто, Эванс смог незаметно сфотографировать своих попутчиков с близкого расстояния. Несмотря на то, что съёмочная площадка была открытой, он обнаружил, что его испытуемые, погружённые в свои мысли, демонстрировали постоянно меняющуюся гамму настроений и выражений лица — любопытство, скуку, веселье, уныние, мечтательность и расстройство желудка. «Охрана отключена, маски сняты», — заметил он. «В метро лица обнажённых людей видны даже чаще, чем в уединённых спальнях (где есть зеркала)».

Уокер Эванс — один из самых влиятельных фотографов XX века.-18
Уокер Эванс — один из самых влиятельных фотографов XX века.-19
Уокер Эванс — один из самых влиятельных фотографов XX века.-20
Уокер Эванс — один из самых влиятельных фотографов XX века.-21
Уокер Эванс — один из самых влиятельных фотографов XX века.-22

В период с 1934 по 1965 год Эванс опубликовал более 400 фотографий для 45 статей, опубликованных в журнале Fortune. С 1945 по 1965 год он работал в журнале специальным фоторедактором и не только разрабатывал портфолио, оформлял фотографии и макеты страниц, но и писал сопроводительные тексты.

Его работы были выполнены как чёрно-белыми, так и цветными материалами и включали эмблемы железнодорожной компании, обычные инструменты, старые отели на летних курортах и виды Америки из окна поезда. Используя стандартный журналистский формат фоторепортажа, Эванс объединил свой интерес к словам и картинкам и создал междисциплинарное повествование необычайно высокого качества. Классика забытого жанра, эти эссе, написанные самим Эвансом, были его творчеством в течение двадцати лет.

Уокер Эванс — один из самых влиятельных фотографов XX века.-23
Уокер Эванс — один из самых влиятельных фотографов XX века.-24
Уокер Эванс — один из самых влиятельных фотографов XX века.-25

В 1973 году Эванс начал работать с инновационной камерой Polaroid SX-70 с неограниченным запасом плёнки от производителя. Достоинства камеры идеально соответствовали его стремлению к лаконичному, но поэтичному видению мира: мгновенные снимки были для слабеющего телом, но не духом семидесятилетнего фотографа тем же, чем ножницы и нарезанная бумага для стареющего Матисса.

Уокер Эванс — один из самых влиятельных фотографов XX века.-26

Уникальные снимки SX-70 — это последние фото художника, кульминация его полувековой работы в области фотографии. С помощью новой камеры Эванс вернулся к нескольким своим вечным темам, среди которых наиболее важными являются вывески, плакаты и их окончательное сокращение — формы букв.

Ещё интересные материалы по теме: