Среди сорных растений, которых сравнительно недавно не было, а потом они появились и теперь заполняют пространства садов и огородов, я называл ГАЛИНЗОГУ, РЕЙНУТРИЮ, БОРЩЕВИК СОСНОВСКОГО, и некоторых других.
Допускаю, в скором будущем к нам нагрянут и прочие "понаехавшие" царства ФЛОРЫ. Например, вангую пришествие, как минимум, в наши южные регионы невзрачной травки по имени СИГЕЗБЕКИЯ. Сейчас она широко распространена в тропиках и субтропиках обоих полушарий, но уже натурализовалась и за пределами этого ареала - в том числе, в Австралии, где буйно произрастает на берегах рек и на мелководных каменистых местах.
И вот когда это случится, надо быть готовым к такому делу. Поэтому хочу рассказать вам одну смешную историю, в продолжение предыдущей статьи про юмор, связанную с СИГЕЗБЕКИЕЙ.
Названия живых существ, как известно, состоят из двух слов, причём в русском варианте их может быть больше или меньше, но в латинском, как правило, именно два: Муха комнатная (Musca domestica), Ясень обыкновенный (Fraxinus excelsior), Грач (Corvus frugilegus), Белый гриб (Boletus edulis) и пр.
Двойные название (Род+вид) ввёл, как вы помните, шведский учёный Карл Линней. Его называют "отцом систематики", в том числе, ещё и потому, что он предложил новую систему классификации растений, основанную на строении органов размножения - тычинок и пестиков. Несмотря на то, что дело было в XVIII веке, этот почтенный муж использовал весьма смелые аналогии, приравнивая рыльце пестика к вульве, столбик - к влагалищу, а пыльники тычинок - к семенникам.
Многим подобное бесстыдство не нравилось, причём среди возмущённых были и коллеги Линнея - например, прусский ботаник Иоганн Сигезбек, считавший такую систематику крайне непристойной и развратной.
(Хочу заметить, что и сегодня встречаются люди с высшим образованием, которые впадают в ярость, узнав, что их невинных детишек в школе развращают и растлевают, рассказывая про всякие там пестики, тычинки и половой процесс, в то время как должны были бы нести разумное, доброе, вечное.)
Так вот, по этому поводу Сигезбек и Линней рассорились вдрызг, как это могут делать только умные люди, знающие, что они умные, а потому не терпящие критику в свой адрес.
И Линней решил изощрённо отомстить тому, кто распускал о нём плохие слухи в академической среде.
Он назвал тот самый сорняк (мелкий, невзрачный, неприятный и липкий) в честь своего врага - Sigesbeckia orientalis, то есть СИГЕЗБЕКИЯ ВОСТОЧНАЯ. Пикантность ситуации заключалась в том, что таким образом он лишний раз подтвердил то, о чём сам же писал ранее в труде "Критика ботаники" - мол, между растением и ботаником, в честь которого оно названо, должна быть четкая связь и желательно сходство. Поэтому те, кто в теме, намёк очень хорошо поняли и оценили.
Но дальше - больше! Узнав о том, что Сигезбека в 1742 году приняли в Петербургскую академию наук для заведования Ботаническим садом, Линней решил добить его чисто по-ботанически: он отправил ему мешочек семян с пометкой "Cuculus ingratus". Новоявленный начальник ботсада, думая, что речь идёт о каком-то новом растении, которого никто не видел, тут же высадил семена и с нетерпением стал ждать, что же вырастет. И был глубоко оскорблён, когда выросла... СИГЕЗБЕКИЯ!
С точки зрения систематики, это травянистое растение семейства Сложноцветные. В благоприятных условиях может вырастать до 1,5 метра, хотя обычно это нечто, не выше полуметра.
Верхняя и нижняя поверхность листовой пластинки редко опушена, край заострён на закруглённых зубцах, более крупные зубцы ближе к основанию, постепенно сужаются, основание клиновидно, с обеих сторон шероховатое. Жёлтые или оранжевые цветки собраны в группы примерно по 15 цветков на головку, примерно по 10 мм в диаметре, обычно с женскими и гермафродитными цветками. Цветение и плодоношение происходят во все месяцы года.
Иоганн Георг Сигезбек (22 марта 1686 - 3 января 1755) - прусский и российский ботаник, член Петербургской академии наук, директор Ботанического сада в Санкт-Петербурге.
Родился в Наумбурге, учился на врача в Виттенбергском университете, занимался врачебной практикой в Зеенгаузе, затем переехал в Хельмштедт.
В 1735 году Сигезбек переехал в Петербург, где поступил на работу в петербургский морской госпиталь. А потом ему предложили должность директора ботсада и преподавателя ботаники при петербургском госпитале. Сам он называл себя «префектом ботанического сада». Ботанический сад уже в то время был замечателен в научном отношении.
5 апреля 1742 года было подписано постановление о назначении Сигезбека на кафедру ботаники в Академию наук. И назначено жалование в размере 800 рублей в год с казённой квартирой, отоплением и освещением.
Правда, потом оказалось, что как садовод Сигезбек очень хорош, а вот как академик - гораздо хуже, ибо научных трудов у него было мало, и заслуг тоже. Кроме того, за ним шла слава скандалиста. В результате начальство предложило Сигезбеку оставить службу в Академии, но тот отказался. Потребовалось вмешательство ещё более высокого начальства, чтобы отправить его в отставку.
17 июля 1747 года Сигезбек уехал за границу, где до самой смерти работал врачом в Зеегаузене.
К слову, возмущался он не только "распутной" системой Линнея, но и "безбожной" гелиоцентрической системой Коперника.
А ещё, став главным по саду, он предпочитал не давать кому-либо рассматривать разные замечательные растения, за что его в учёной среде сильно невзлюбили.
Короче, среди учёных тоже попадаются ещё те фрукты...
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!