Найти тему
Строительный мир

На севере России построят новый грузовой терминал на искусственно созданном участке

На севере России в скором времени появится новая территория под строительство грузового терминала, запуск которого поспособствует развитию морского порта Сабетта и увеличению грузооборота по Северному морскому пути — кратчайшему водному маршруту между Европейской частью РФ и Дальним Востоком.

На фоне изменения международных транспортно-логистических цепочек значение СМП возросло в разы. В 2023-м был установлен исторический рекорд — суммарно за год перевезли 36,2 млн тонн грузов. К концу текущего десятилетия власти намерены выйти на объем в 200 млн тонн. А к середине 2030-х — 220 млн тонн.

© Collin Knopp-Schwyn and Turkish Flame / CC BY 4.0 (Синим – Севморпуть. Красным – путь ч/з Суэцкий канал)
© Collin Knopp-Schwyn and Turkish Flame / CC BY 4.0 (Синим – Севморпуть. Красным – путь ч/з Суэцкий канал)

С этой целью в ближайшие годы в проекты, связанные с Севморпутем, вложат около 19,5 трлн руб. При этом, из федерального бюджета выделят лишь 680 млрд руб., остальное — частные инвестиции. А ожидаемые налоговые поступления в бюджеты всех уровней составят 21 трлн руб. Именно поэтому полпред президента в ДФО Юрий Трутнев назвал план развития СМП самым экономически эффективным инвестиционным мегапроектом России.

В целом предусмотрено свыше 150 различных мероприятий, одним из которых и станет строительство нового грузового терминала порта Сабетта. Будущий объект ежегодно сможет обрабатывать до 1,6 млн тонн грузов различного назначения. Реализация этой инициативы позволит приступить к разработке расположенного на побережье Обской губы нефтегазоконденсатного месторождения, открытого еще в 1975 году.

© Tuomas Romu / CC BY-SA 3.0 (Порт Сабетта, 2015 г.)
© Tuomas Romu / CC BY-SA 3.0 (Порт Сабетта, 2015 г.)

Старт работам дадут в середине 2026-го. В конце мая 2024-го премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение о расширении территории морского порта Сабетта в Ямало-Ненецком автономном округе за счет искусственного земельного участка, который будет примыкать к полуострову Гыданский. В ближайшие 1,5-2 года специалисты подготовят все необходимые документы.

Сегодня Сабетта по грузообороту среди арктических портов уступает лишь Мурманску. В прошлом году этот показатель составил 27,8 млн тонн, что, правда, на 0,6 млн тонн меньше, чем в 2022-м (в 2021 г. — 27,9 млн тонн; пропускная способность порта — 30,3 млн тонн). Порт Мурманска в 2023-м обработал 57,8 млн тонн различных грузов.

© SlavaGol / CC BY 4.0 (Причал Салмановского (Утреннего) нефтегазоконденсатного месторождения (НГКМ) порта Сабетта, 2018 г.)
© SlavaGol / CC BY 4.0 (Причал Салмановского (Утреннего) нефтегазоконденсатного месторождения (НГКМ) порта Сабетта, 2018 г.)

На данный момент порт Сабетта насчитывает одиннадцать причалов. Основными операторами морских терминалов являются «Арктик СПГ-2», «Газпромнефть-Ямал» и «Ямал СПГ». Скоро к ним присоединится ООО «Арктик СПГ-1», которое и построит новый грузовой терминал.