Депутат Государственной думы РФ от Забайкальского края Юрий Григорьев: настаивает: Налог на добычу полезных ископаемых должен быть сохранен в региональных бюджетах горнодобывающих регионов.
«НДПИ – налог традиционный. Он был всегда и всегда традиционно выплачивался. Но после понижения курса рубля у компаний, которые экспортируют углеводороды – уголь, нефть, газ – образовались огромные прибыли. Тогда государство ввело дополнительные налоги. Компании их аккуратно платят. Все деньги идут в федеральный бюджет. Речь о триллионах рублей.
Не так давно был введен дополнительный налог на золото – 78 тысяч рублей на килограмм. Тут интересно то, что ввели его не как разовый сбор, а как дополнительное повышение ставки. И распределяются эти деньги из расчета, куда более интересного добывающим регионам, и Забайкалью в том числе: 60% остается в субъекте, а 40% идет в федеральную казну.
Забайкалье входит в топ-5 субъектов России по добыче золота. В 2023 году край добыл 27 тонн. За это добытое золото компании заплатили 2 млрд 100 миллионов, из которых- 1 млрд 200 миллионов пошли в бюджет края. Я считаю, что такое положение по НДПИ необходимо сохранить, именно такую методику, 60% - региону, 40% - федеральному бюджет. А не изымать, как у нас обычно это бывает. Забайкалью эти деньги нужны особенно», - считает Юрий Григорьев.
Деньги Забайкалью точно не помешают. Особенно муниципалитетам, которые, как известно, часто недофинансированы. Давайте посмотрим, на что районы края могут потратить ежегодные 1 млрд 200 миллионов рублей.
Деньги на свет
Сегодня в правительстве Забайкальского края подсчитали, что на капитальные ремонты и качественное обслуживание электросетей региона требуется 900 миллионов рублей.
Деньги, вроде как, нашлись. Но энергетики обращают внимание на то, что сумма дана на день сегодняшний. А цены на месте не стоят. Например, за одну пятилетку стоимость одной опоры выросла на 141%. Тут и инфляция, и рост цен на материалы, и прочие дестабилизирующие факторы.
Ситуация с энергообеспечением в регионе аховая, износ сетей достигает 80%. А без надежного электроснабжения ни о каком развитии экономики говорить не приходится. По данным регионального правительства, подстанции, питающие пригород столичной Читы, перегружены на 150%. Что уж говорить о дальней провинции.
Читайте также: Надежда на шанс - Центр защиты прав граждан
Как видим, дополнительные 1 миллиард 200 миллионов можно направить на развитие энергетической инфраструктуры. И еще останется довольно много.
Деньги на дороги
В текущем году пятилетнюю программу развития дорожной сети в Забайкалье утвердили. Согласно документу, за пятилетку планируется выполнить мероприятия на 270 объектах. Муниципальных там – только 99 (дороги местного значения). Этого объективно мало.
Практически каждую неделю жители поселков, даже тех, что находятся в непосредственной близости от региональной столицы, жалуются на то, что автотрассы, соединяющие их поселения с окрестностями, превращаются в непроходимое месиво. Такая ситуация, например, в поселке Восточном Черновского района Читы. Подобные истории можно услышать в любом другом муниципалитете. Каждый раз после дождя дорога в Нерчинском районе, которую местные жители называют «дырявой», фактически, исчезает. Вместо трассы появляется море непролазной грязи, выстоять на такой дороге способен разве что мощный внедорожник или танк. А ведь эта дорога – ответвление от федеральной трассы «Чита – Хабаровск». А село Зюльзя, к которому трасса должна обеспечить проезд, самое большое в районе. Трасса давно «упала», просела, опасна, но на ремонт денег нет.
Читайте также: Забайкальску нужны виадуки и новые дороги
Говоря о дорогах региона, следует, конечно, обратить внимание и на качество исполнения работ. Тут тоже имеются большие проблемы. Не зря ведь в ноябре прошлого года Народный фронт края готовил доклад Президенту России Владимиру Путину на эту тему. Например, асфальт кладут по одной программе, а затем ломают по другой, чтобы трубы проложить. Подрядчики при деньгах – народ без дорог.
В любом случае, дороги в муниципалитетах – вопрос важнейший. За пять лет власти намерены потратить на реновацию автотрасс региона более 79 миллиардов, еще раз подчеркнем, что меньше всего денег на эти цели получат районы.
Как видим, и здесь дополнительные средства точно не станут лишними.
ЖКХ – забайкальская боль
О состоянии ЖКХ Забайкальского края говорят давно и на всех уровнях. Все помнят, как в декабре минувшего года, когда термометры показывали «минус 40», в районах «посыпалась» система отопления. В городке Борзя, который стал уже, фактически, синонимом безобразного состояния ЖКХ, температура в домах упала до 13 градусов. Борзя перманентно сидит то без воды, то без тепла, то без всего вообще.
В том же декабре 2023-го в поселке Нижний Цасучей разъяренные люди выходили на улицы: в сорокоградусный мороз пропало отопление. Власти региона сбагрили местную котельную по новой моде концессионеру и успокоились. Бедолага концессионер быстро понял, во что влип: денег не дали, выпадающие доходы не компенсируют. Тарифы, принятые правительством Забайкалья, окончательно загнали беднягу в угол.
Читайте также: Балей: город на золоте в руинах и безнадёге
Прошлый отопительный сезон эксперты описывали фразой: «авария на аварии и аварией погоняет».
Муниципальным котельным нужен масштабный аудит, причем, срочно. Проще говоря, каждую кочегарку нужно обследовать, чтобы понять, можно ее спасти, или надо строить новую. Такой аудит – дело очень не дешевое. И тут, получается, каждая дополнительная копейка пойдет на нужное дело.
Капремонты домов
Это тоже очень важное и нужное дело. Только в 2024 году на эти цели в Забайкальском крае запланировано потратить немногим более миллиарда рублей. Эти средства пойдут на ремонт подвалов и крыш, фасадов, обновление лифтов и многое другое. На весь край на капремонты жилого фонда – миллиард с копейками! И тут 1,2 миллиарда совершенно точно пригодились бы. Особенно, еще раз подчеркнем, эти деньги понадобятся районам. Провинция у нас, так уж повелось, всегда обделена.
Капитальные ремонты нужны учреждениям культуры. Чтобы убедиться в этом, можно съездить в Балей. Там местный клуб давно напоминает заброшку. За четверть века клуб не ремонтировался ни разу. Житель мегаполиса вряд ли поймет, в его распоряжении обширная инфраструктура для досуга. А для селян клуб – единственное место отдыха.
И таких клубов по всему Забайкалью – не один и не два.
Деньги на общественный транспорт
Это еще одна наболевшая проблема в регионе.
Например, в городе Краснокаменске, втором по величине после Читы, люди давно жалуются на острую нехватку автобусов. 10 микрорайонов города, общей площадью 73 квадратных километра, никак между собой не связаны. 52 тысячи жителей, в числе которых пожилые люди, семьи с маленькими детьми, инвалиды, работающий народ, который утром спешит на производство, а вечером домой – все эти люди лишены общественного транспорта. В Краснокаменске остро нужны новые автобусы, необходима качественная подготовка водителей, а это тоже, в конечном счете, деньги.
На проблемы с пассажирскими перевозками жалуются и читинцы – маршруток и автобусов мало, люди разоряются на такси.
Читайте также: Город без автобусов, что птица без крыльев
Конечно, сегодня в Забайкалье развернуто строительство, многократно превышающее все, что было сделано за весь постсоветский период. При поддержке федерального центра в регионе уже построено 150 ФАПов, отремонтированы больницы и амбулатории, построено 10 новых школ, 74 детских сада, более 20 стационарных спортивных объектов и многое другое. Но, судя по состоянию муниципалитетов, работы в муниципалитетах еще – непочатый край. И дополнительные 1 млрд 200 миллионов рублей в год, при грамотном расходовании, точно не помешают.
Статья опубликована в газете "Справедливая Россия" июнь 2024