Найти в Дзене

Урок фортепиано 5. Позиционная игра для 1 класса на примере этюдов Черни-Гермера

Оглавление

Продолжаю делиться методическими разработками своей авторской школы музыки в рубрике «Открытые уроки».

Благодарю за внимание дорогих читателей! 🌸🌸🌸

Открытый урок

Работа над этюдами Черни в редакции Гермера №№ 1-2

Глеб, 1 класс, 7 лет

Цель урока: освоение позиционной игры.

Задачи урока: пояснение значимости аппликатурных решений и корректного следования им в целях достижения технического удобства и беглости игры.

Оборудование урока: фортепиано, ноты.

Этюды Черни-Гермера № 1, № 2
Этюды Черни-Гермера № 1, № 2

Ход урока:

Озвучивание темы урока.

Учитель исполняет этюд Черни (ред. Гермера) № 1.

Далее спрашивает ученика о его понимании предназначения этюдов в целом: для чего они нужны, какими бывают и т. д.

Выясняется, что этюд, это такой жанр, форма музыкального произведения, которая направлена на развитие навыка игры того или иного исполнительского приёма.

Учитель: «Этюды – уникальный жанр, т. к. при своей художественной составляющей, без которой не происходит ни одна музыка, он направлен на техническое совершенствование рук (аппарата), служит своеобразным «тренажёром» для пианистов».

Ученик: «А что тренирует этот этюд, для чего нужно играть именно его?»

Учитель: «Глеб, обрати внимание на то, что в этом этюде особенно трудно на твой взгляд?»

Ученик: «Много нот в правой руке, в левой, кажется, не трудно – несколько аккордов только».

Учитель: «Именно на это и следует обратить внимание – на мелкую технику! Но что самое интересное, в музыке так бывает, что чем больше нот в определённом мелодическом/гармоническом слое – тем меньше следует выделять в нём каждую нотку, как, например, здесь».

Учитель играет правой рукой.

Учитель: «Посмотри, как движется моя рука, я объединяю группу нот под лигой одним движением. В этом мне помогает кисть.

Рука всегда идёт за мелодией: если музыка движется вверх, значит – веди руку вправо, если вниз – немного наклонив свод руки, поведи его влево.

При этом в самой кисти не должно быть никакого напряжения, зажима. Рука невесомая, но пальцы при этом находят плотный контакт с клавиатурой. Не отрывая руки от клавиш, словно бы вырисовывай кистью радугу-дугу. И освобождай руку на окончаниях лиг. Вот так».

Учитель показывает. Ученик пробует повторить за учителем.

Учитель: «Ты играешь все ноты, очень стараешься. Опять же, слишком давишь, толкаешь все нотки подряд, выделяешь каждую из них, а нужно объединить! Чтобы получилось – прежде всего проинтонируй правильно.

Почему у тебя «пузыри» в окончании лиг? Наоборот «закругли», добавь небольшую уходящую вилочку (diminuendo) при движении обратно вниз».

Ученик пробует снова, зажался.

Учитель: «Ну нет же! Зачем ты так надулся? Тут же всё гораздо проще, и играть нужно что именно – «играючи», т. е. в своё удовольствие! Здесь есть позиция, она одна на весь этюд. Значит, здесь вообще думать не нужно, а ты каждую ноту вспоминаешь по имени!»

Ученик: «Позиция, что это?»

Учитель: «Позиция в игре на фортепиано, это то положение руки, которое в данный момент охватывает определённую группу нот самым выгодным для исполнителя образом. То есть – у тебя все нотки под рукой, под её сводом. Это и есть позиция.

Посмотри, вот, я положила руку на клавиатуру, и у меня сразу все пять звуков этой мелодической фигурации оказались «в руке», я просто направляю кисть по мере движения этой мелодической линии, и пальцы сами всё делают, мне просто остаётся почувствовать вес всей руки на «стоящих пальцах».

Их важно не просто «укладывать» на нужные клавиши, а именно ощущать в них опору, смочь на них «постоять» всем телом, всем своим весом. Не нужно бить, не нужно давить и толкать, следует играть весом своих рук от плеча, а иногда и весом всего тела, свободно идти за музыкой, повторяя движения её линий.

Встань, пожалуйста, попрыгай».

Ученик: «Что? Попрыгать?»

Учитель: «Да. И почувствуй какую роль в прыжке играют ноги, как ты приземляешься на них, стоишь на них, упираясь в пол. То же самое происходит с руками во время игры».

Учитель играет этюд Черни (ред. Гермера) № 2.

Ученик: «Очень похож на предыдущий этюд, но мелодия теперь в левой руке!»

Учитель: «Совершенно верно, молодец! Так и есть. Теперь следует проработать этот же приём, но в левой руке.

Также важную роль в удобстве позиционной игры играет аппликатура. Поэтому, нужно сразу знакомить свои руки с единственным верным вариантом. И особое внимание обращать на те моменты, когда позиция сменяется, ловко и с минимальными затратами движений руки менять позицию при помощи поворота кисти или вовсе скачка, или же используя приём «подкладывания пальца», как в данном случае». /Позиция меняется лишь один раз, в последнем такте. Все остальное - лишь повторение одной и той же позиции. Положение руки фактически не меняется.

Выводы

Навык позиционной игры, умение найти соответствующее аппликатурное решение особенно важны на первых этапах работы с этюдами, в процессе которой активно развивается и закрепляется механическая, двигательная память рук ученика.

При корректном прохождении этого этапа, формируются двигательные «клише», в дальнейшем значительно облегчающие разбор и исполнение других произведений, включающих в себя те или иные фактурные комплексы.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!

Анастасия Шляховая

Также другие материалы из этой рубрики:

АВТОРСКАЯ ШКОЛА МУЗЫКИ | Школа музыкальной эстетики и фортепианного исполнительства | Дзен

О моих уроках: