В мае отмечается Международный день защиты прав инвалидов. У людей с ограниченными возможностями здоровья, как всегда, много проблем. Сегодня – разговор только об одной – трудоустройстве и профессии. Мы говорим об этом с человеком, как никто понимающим трудности и их преодоление, с Анной Чигриной, кандидатом социологических наук, работником соцзащиты, инвалидом 1 группы по зрению.
Так же как все.
Анна выбрала себе профессию, о которой мечтала: работник социальной сферы. С юных лет, когда она еще видела и угроза слепоты была лишь в будущем, ее стремлением было помогать людям. Волонтер, участник акций милосердия, помощник в епархии – все говорило о профессии, которой она посвятит себя, если приложит все усилия.
Опросы показывают, что людям с инвалидностью проще всего сейчас найти работу в качестве курьера (26% или каждая четвертая вакансия для кандидатов с ОВЗ), страховых агентов, операторов кол-центров в продажах (17%), в сфере финансов в качестве специалиста по взысканию задолженности (11%, или каждая десятая инклюзивная вакансия), преподавателей (8%), специалистов техподдержки (6,5%).
Все это решительно не годится для незрячих. Каждая профессия требует от инвалида точного определения: возможно ли выполнять ту или иную работу, не имея всех возможностей для ее реализации чисто по физическим параметрам. Поиск пути в профессию она повела по другим параметрам.
Сейчас Анна Чигрина живет полной и интересной жизнью. У нее есть муж и дочь-третьеклассница, она водит ребенка в поликлинику и на учебу, на каток и в театр, успевает трудиться и вести активный образ жизни.
– Все это, конечно, пришло не сразу, – рассказывает Анна. – Сейчас появились новые возможности, и мы уже не говорим о «запертом в четырех стенах» инвалиде. Стремление к безбарьерной среде, начиная с «звучащих» пешеходных переходов и помощников в некоторых магазинах, многое изменило. Инвалиды с первой группой, как у меня, все больше выходят на улицу, получают новые инклюзивные возможности.
Но хотелось бы, чтобы об этом думали повсюду, так как людей с ограниченными возможностями здоровья не становится меньше. В супермаркетах с самообслуживанием сопроводить слепого человека, помочь выбрать товар бывает некому, все сотрудники заняты. В поликлинике каждый раз сталкиваюсь с тем, что записаться к врачу трудней, чем человеку без инвалидности. Приглашают на запись к 7 утра и только лично, тогда дадут талон. А дозвониться до поликлиники проблематично. На остановках, когда ждешь автобус, можешь воспользоваться телефонным навигатором и уже не пытать людей, какой идет номер маршрутки. Бывает, что некого спросить, а водитель не ждет. Было бы хорошо, если бы кроме визуальных возможностей «умные» остановки оснащались звуковыми сообщениями.
Помощь рядом.
Анна идет на работу. Некоторые несведущие спрашивают, как же можно двигаться по улице, ничего не видя?
– А я вам скажу, что это не самое трудное. Этому при желании человека специально учат, есть технологии, и незрячие ходят по тротуарам и через дороги без страха. Все больше людей не проходят мимо человека с белой тростью, предлагают помощь.
Но представьте: несколько раз в неделю я еду к месту службы из центра Нижнего в Зеленый Город, где расположено мое соцучреждение. Там мне приходится помогать семьям и сопровождать их, решая вопросы алиментов, восстановления документов и других. Часто меня везет на работу супруг, я приспособилась к поездкам в автобусе. Но, например, воспользоваться социальным такси не могу: его заказывают заранее, и в основном инвалиды-опорники. Прекрасно, что оно у нас в регионе есть, стоит подумать о расширении возможностей такси для инвалидов.
Есть обычное такси, которым пользуется население, и для работающих стоимость приемлемая. Я пользуюсь услугами таких организаций. При этом шесть-семь поездок через центр реабилитации «Камерата» в месяц могу совершать бесплатно. Прекрасный проект Яндекса, «Помощь рядом» организует бесплатные поездки для подопечных НКО, которым трудно пользоваться общественным транспортом.
Кстати, 36 тысяч поездок было совершено с момента появления этого проекта в Нижегородской области.
Было бы еще лучше, если бы социальная защита, учитывая наши потребности, оплачивала для людей с инвалидностью такие поездки хотя бы частично.
Про учебу. Возможности в последние годы стали шире, и это неоспоримый факт. Свою студенческую юность в Университете Лобачевского вспоминаю как самое радостное и беззаботное время. В университете есть Техноцентр, где существует возможность перевода на язык Брайля, осуществляется реальная помощь незрячим студентам, нас сопровождали там повсюду, и в учебе не было особых преград.
Мне помогло устроиться по специальности то, что я уже готова была и знала многих людей, они видели меня в работе и рекомендовали как специалиста сферы соцзащиты в центр «Быть мамой», в организацию «Ступени», где идет реабилитация людей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Инвалиду очень важно, чтобы в него поверили. При приеме на работу надо, как я считаю, оценивать в первую очередь человека, а не его инвалидность.
А еще хочется сказать всем, что люди с ограниченными возможностями сегодня меньше нуждаются в развлечениях, поэтических вечерах, концертах и подарках. Они нуждаются в хорошей работе. Пока в обществах инвалидов организаторы сосредоточились больше на досуге. Он, конечно, немаловажен, но важней помочь человеку найти свое место в жизни.
От резюме до встречи.
Что же делать, чтобы работодатель, прежде чем делать выводы, получше узнал соискателя?
Грамотный начальник должен понимать, что инвалидность не относится к числу деловых качеств сотрудника. Инвалиды сегодня по закону даже не обязаны указывать в резюме данные о здоровье, если только сами не захотят этого. То есть работодатель может узнать, что собеседует соискателя с ОВЗ только в момент интервью. Деловое качество – это способность выполнять свою работу. И поскольку сейчас век удаленной работы, границы того, что специалист может делать с физической точки зрения, стираются.
Изменения на рынке труда, касающиеся трудоустройства инвалидов, стали заметны с начала этого года. За первые месяцы 2024 года в России число инклюзивных вакансий впервые превысило 90 тысяч. Год к году динамика таких вакансий составила +45%.
Языком цифр.
Аналитики hh.ru выяснили, какова ситуация с построением карьеры для таких соискателей, какие профессии наиболее доступны для них, а также как меняются зарплаты в инклюзивных вакансиях. Всего, по данным Росстата, на начало 2023 года в России было 11,7 млн инвалидов, из них 4,15 млн – трудоспособного возраста. По данным Общественной палаты, трудоустроены из них были 1 млн человек.
Между тем аналитика российского рынка труда показывает, что инклюзия становится все более глубокой. Так, число вакансий за январь-апрель 2024 года, доступных для людей с инвалидностью, достигло 90,7 тыс. По сравнению с тем же периодом 2023 года, когда было размещено порядка 62,4 тыс. вакансий, количество предложений о работе, доступных инвалидам, в этом году выросло на 45% по всей стране.
Между тем.
Для людей с ограниченными возможностями здоровья работу можно найти на странице поиска вакансий. Поставьте галочку у соответствующего фильтра «Доступные людям с инвалидностью». Найдете маркер – «Доступно для соискателей с инвалидностью».
Еще один вариант поиска работы – обращение в специализированную организацию по трудоустройству людей с инвалидностью. По сути, это те же кадровые агентства, только ориентированные на данную категорию соискателей.
Немного более трудозатратным, но все же эффективным вариантом будет обратиться в местный центр занятости населения. Предприятия, которые открывают позиции для людей с инвалидностью, передают данные в государственные органы, поэтому у них эта информация отражается быстрее.
Государство предусмотрело ряд гарантий для инвалидов, одной из важнейших является квотирование рабочих мест. Выделять рабочие места для инвалидов обязаны организации и ИП в зависимости от численности работников.
С 1 сентября 2024 года начнут действовать новые нормы квотирования рабочих мест для инвалидов. Будут скорректированы прежние размеры квоты в процентах от численности персонала.
Вера Чеботарева.
]]>