Найти тему

Вспоминаем маршрут поезда Санкт-Петербург - Бабаево

Если честно, я не очень понимаю, кому в 90-е гг. ХХ века понадобилось создавать отдельный поезд для этого участка. Поездов вообще в восточном направлении от Санкт-Петербурга на Вологду всегда было приличное количество. Из них были и те, которые что называется шли со всеми остановками. Был, например, поезд №189/190 в Архангельск, который останавливался в тех же местах, что и бабаевский. Немного не доезжал до Бабаево поезд на Пикалево, который также останавливался почти везде. Причем шли они все примерно в одно время. На Пикалево в 18:38, на Бабаево - в 19:31 и на Архангельск - в 01:10. А после Тихвина там еще и нижнетагильский, и ижевский поезда останавливались на основных станциях. Ну а на самой станции Бабаево остановку вообще все делали, поскольку это очередная станция стыкования. Но будем считать, что если на небе кто-то решает запустить поезд, значит это кому-нибудь нужно.

Бабаево. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Бабаево. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Итак, 1995 год (до этого в справочниках за те годы, которые у меня есть, все поезда через Бабаево были проходящими). В 19:31 поезд отправлялся из Санкт-Петербурга. Первая остановка у него была в Волховстрое более чем через два часа - 21:53. Даже странно, как это он мимо станции Мга без остановки проехал. ну а затем вот реально остановки были каждые 10-15 минут:

  • Волховстрой-2 - 22:29;
  • Куколь - 22:43;
  • Мыслино - 22:53;
  • Зеленец - 23:10;
  • Валя - 23:27;
  • Цвылево - 23:52;
  • Тихвин - 00:08.

Все эти станции уже встречались нам во время исследования маршрутов питерских "Ласточек":

В самом Тихвине стоянка была 3 минуты, а вот на следующей станции - Большой двор - 20 минут (00:38-00:58). И затем снова остановки с достаточно регулярностью:

  • Пикалево-1 - 01:15;
  • Пикалево-2 - 01:28;
  • Колм - 01:57;
  • Ефимовская - 02:09;
  • Подборовье - 02:33.

Здесь поезд стоял еще 27 минут. Станция узловая. Через нее можно попасть на так называемый Мологский ход. Эта короткая соединительная ветка сыграла огромную роль в годы войны. Фактически именно по ней шло снабжение блокадного Ленинграда. И именно на станции Подборовье на машины перегружалась значительная часть грузов для осажденного города.

Подборовье. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Подборовье. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

На станции Подборовье бабаевский поезд обгонял № 191/192 Санкт-Петербург - Котлас, который выходил из Санкт-Петербурга на 1 час 39 минут позднее. Отчасти этим, видимо, и объясняется столь длительная стоянка в Подборовье. Правда, опять-таки вспоминая рассказ про обгон медленного адлерского 083-го быстрым 104-м в Горячем ключе, возникает резонный вопрос, а насколько нужен был этот обгон, поскольку дальше до Бабаево поезда двигались с абсолютно одинаковой скоростью и одинаковыми остановками.

Ну и затем оставался последний участок с тремя станциями:

  • Заборье - 03:12;
  • Верхневольский - 03:30;
  • Тешемля - 03:45.

В 04:04 поезд прибывал на конечную станцию Бабаево. Общее время в пути 8 часов 33 минуты. Сзади его стремительно догонял омский поезд, который отправлялся из Петербурга почти на 3 часа позднее. А вот в Бабаево их разделили какие-то 19 минут. Причем там у омского не сказать чтобы настолько уж меньше остановок было (лишь участок Волховстрой - Тихвин он проходил без промежуточных пунктов). Но просто поезд № 671/672 был ну совсем не торопливым. Назад поезд следовал еще немного дольше - 8 часов 55 минут.

В 1999 году график, скорость и нумерация этого поезда остаются практически без изменений. Отправляться он стал на 27 минут раньше (19:04), ну и прибывать в Бабаево еще более глубокой ночью в 03:42.

А вот в 2004 году на маршруте появляется экспресс 800-й нумерации - № 819/820. Вот только беда его была, наверное, в том, что уходил он из города на Неве рановато - в 15:10. И уже с Ладожского вокзала. Но время в пути до Бабаево было 5 часов 47 минут, то есть на 3 часа быстрее. В сторону Санкт-Петербурга он уходил в 03:05 (ну тоже не ах как удобно), но затио в 09:11 уже был на Ладожском вокзале. Чем-то приходилось жертвовать, чтобы рано утром оказаться в северной столице.

Ну а в 2009 году, видимо, и в "РЖД" осознали не самую большую значимость отдельного поезда в Бабаево. Его роль отвели № 617/618 Санкт-Петербург - Вологда. В 20:40 он отправлялся из города на Неве, а в 03:45 оказывался в Бабаево. Назад уходил в 00:49, оказываясь в Петербурге в 07:46.

Его еще немного ускоренный вариант есть и в 2024 году. № 317/318. Время в пути до Бабаево 6 часов 29 минут (20:38 - 03:07). Это, кстати, единственный поезд, который прибывает в Бабаево ночью.

Назад - 7 часов 24 минут. Прибытие в 07:47, то есть на 1 минуту позже, чем 15-ю годами ранее.

Вот такой немного странной оказалась история пассажирского сообщения с небольшим городом Бабаево (его население в пиковые годы так и не достигло 15 тыс. чел.). Но вроде как до сих пор там можно увидеть веерное депо с поворотным кругом. Очень интересная конструкция, конечно.

Веерное депо. бабаево. Фото из открытых источников ЯндексКартинки
Веерное депо. бабаево. Фото из открытых источников ЯндексКартинки

Этот объект позиционируется чуть ли не как главная достопримечательность города. Есть и природная достопримечательность - Каменная гора. Рядом с ней организован санаторий, кстати.

Каменная гора. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Каменная гора. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Спасибо, что читаете! До встречи!