Если честно, я не очень понимаю, кому в 90-е гг. ХХ века понадобилось создавать отдельный поезд для этого участка. Поездов вообще в восточном направлении от Санкт-Петербурга на Вологду всегда было приличное количество. Из них были и те, которые что называется шли со всеми остановками. Был, например, поезд №189/190 в Архангельск, который останавливался в тех же местах, что и бабаевский. Немного не доезжал до Бабаево поезд на Пикалево, который также останавливался почти везде. Причем шли они все примерно в одно время. На Пикалево в 18:38, на Бабаево - в 19:31 и на Архангельск - в 01:10. А после Тихвина там еще и нижнетагильский, и ижевский поезда останавливались на основных станциях. Ну а на самой станции Бабаево остановку вообще все делали, поскольку это очередная станция стыкования. Но будем считать, что если на небе кто-то решает запустить поезд, значит это кому-нибудь нужно.
Итак, 1995 год (до этого в справочниках за те годы, которые у меня есть, все поезда через Бабаево были проходящими). В 19:31 поезд отправлялся из Санкт-Петербурга. Первая остановка у него была в Волховстрое более чем через два часа - 21:53. Даже странно, как это он мимо станции Мга без остановки проехал. ну а затем вот реально остановки были каждые 10-15 минут:
- Волховстрой-2 - 22:29;
- Куколь - 22:43;
- Мыслино - 22:53;
- Зеленец - 23:10;
- Валя - 23:27;
- Цвылево - 23:52;
- Тихвин - 00:08.
Все эти станции уже встречались нам во время исследования маршрутов питерских "Ласточек":
В самом Тихвине стоянка была 3 минуты, а вот на следующей станции - Большой двор - 20 минут (00:38-00:58). И затем снова остановки с достаточно регулярностью:
- Пикалево-1 - 01:15;
- Пикалево-2 - 01:28;
- Колм - 01:57;
- Ефимовская - 02:09;
- Подборовье - 02:33.
Здесь поезд стоял еще 27 минут. Станция узловая. Через нее можно попасть на так называемый Мологский ход. Эта короткая соединительная ветка сыграла огромную роль в годы войны. Фактически именно по ней шло снабжение блокадного Ленинграда. И именно на станции Подборовье на машины перегружалась значительная часть грузов для осажденного города.
На станции Подборовье бабаевский поезд обгонял № 191/192 Санкт-Петербург - Котлас, который выходил из Санкт-Петербурга на 1 час 39 минут позднее. Отчасти этим, видимо, и объясняется столь длительная стоянка в Подборовье. Правда, опять-таки вспоминая рассказ про обгон медленного адлерского 083-го быстрым 104-м в Горячем ключе, возникает резонный вопрос, а насколько нужен был этот обгон, поскольку дальше до Бабаево поезда двигались с абсолютно одинаковой скоростью и одинаковыми остановками.
Ну и затем оставался последний участок с тремя станциями:
- Заборье - 03:12;
- Верхневольский - 03:30;
- Тешемля - 03:45.
В 04:04 поезд прибывал на конечную станцию Бабаево. Общее время в пути 8 часов 33 минуты. Сзади его стремительно догонял омский поезд, который отправлялся из Петербурга почти на 3 часа позднее. А вот в Бабаево их разделили какие-то 19 минут. Причем там у омского не сказать чтобы настолько уж меньше остановок было (лишь участок Волховстрой - Тихвин он проходил без промежуточных пунктов). Но просто поезд № 671/672 был ну совсем не торопливым. Назад поезд следовал еще немного дольше - 8 часов 55 минут.
В 1999 году график, скорость и нумерация этого поезда остаются практически без изменений. Отправляться он стал на 27 минут раньше (19:04), ну и прибывать в Бабаево еще более глубокой ночью в 03:42.
А вот в 2004 году на маршруте появляется экспресс 800-й нумерации - № 819/820. Вот только беда его была, наверное, в том, что уходил он из города на Неве рановато - в 15:10. И уже с Ладожского вокзала. Но время в пути до Бабаево было 5 часов 47 минут, то есть на 3 часа быстрее. В сторону Санкт-Петербурга он уходил в 03:05 (ну тоже не ах как удобно), но затио в 09:11 уже был на Ладожском вокзале. Чем-то приходилось жертвовать, чтобы рано утром оказаться в северной столице.
Ну а в 2009 году, видимо, и в "РЖД" осознали не самую большую значимость отдельного поезда в Бабаево. Его роль отвели № 617/618 Санкт-Петербург - Вологда. В 20:40 он отправлялся из города на Неве, а в 03:45 оказывался в Бабаево. Назад уходил в 00:49, оказываясь в Петербурге в 07:46.
Его еще немного ускоренный вариант есть и в 2024 году. № 317/318. Время в пути до Бабаево 6 часов 29 минут (20:38 - 03:07). Это, кстати, единственный поезд, который прибывает в Бабаево ночью.
Назад - 7 часов 24 минут. Прибытие в 07:47, то есть на 1 минуту позже, чем 15-ю годами ранее.
Вот такой немного странной оказалась история пассажирского сообщения с небольшим городом Бабаево (его население в пиковые годы так и не достигло 15 тыс. чел.). Но вроде как до сих пор там можно увидеть веерное депо с поворотным кругом. Очень интересная конструкция, конечно.
Этот объект позиционируется чуть ли не как главная достопримечательность города. Есть и природная достопримечательность - Каменная гора. Рядом с ней организован санаторий, кстати.
Спасибо, что читаете! До встречи!