Найти тему
КиноманИаК

"Фуриоса: Хроники безумного Макса" (2024): получился ли приквел?

Режиссер Джордж Миллер обладает внушительной фильмографией, в которой есть место самым разным лентам от мультика "Делай ноги" до недавних "3000 лет желаний", но определенно его magnum opus - это франшиза "Безумный Макс". Миллер стартовал в кино именно с первым "Максом", снял его за минимальные деньги, а монтажом будущей картины занимался в перерывах между сменами (Джордж работал врачом). Успех его постапокалиптического экшена был такой, что Миллер смог целиком уйти в режиссуру, а снявшийся у него никому не известный Мэл Гибсон в мгновение ока стал звездой. После международных сборов в 100 миллионов долларов на Миллера посыпались различные предложения поработать в Голливуде, однако режиссер предпочел сосредоточиться на продолжениях "Безумного Макса", превратив их в трилогию. 2 и 3-я части выступили похуже при возросших бюджетах, поэтому Миллер решил, что разумнее перебраться в Голливуд и попробовать там сойти за своего. Свыше 15 лет он снимал ленты вроде "Бейб: Четвероногий малыш" или "Масло Лоренцо", но на рубеже 2000-х решил вернуться в привычную франшизу, с которой все началось, и снять 4-й фильм, но лента утонула в производственном аду: то в пустыне, где планировались съемки пошли дожди, то из-за войны в Ираке студия урезала финансирование и съемки отменялись, а потом еще и Гибсон ухитрился злоупотребить разными алкогольными напитками и высказать все, что он думает о представителях некоторых этносов, попав из-за этого в "черный список" студий. В общем, запустить 4-ю часть удалось только в 2015-м году и потратить денег как на масштабный блокбастер, плюс поменять актера вместо "запрещенного" Гибсона: в итоге вышедшая "Дорога ярости" собрала больше всех фильмов серии, хотя при своем огромном бюджете едва переступила порог самоокупаемости. Но в восторге были критики, да и 6 "Оскаров" нельзя списывать со счетов. Студия решила, что продолжению истории из вселенной Безумного Макса быть. Решили сделать приквел о жизни Фуриосы, воительницы из "Дороги ярости", фильм тоже почти 9 лет был в производственном аду и наконец-то вышел на экраны, перед этим будучи презентованным на Каннском кинофестивале, как и предыдущая часть. Сегодня проанализируем, каким получился приквел и удалось ли Миллеру превзойти "Дорогу ярости".

История стартует с детства главной героини, которое выдалось тяжелым: ее в совсем юном возрасте похитили с ее родины - Зеленых земель тысячи матерей - участники Орды военачальника Дементуса. Хотя Фуриоса не рассказала, как можно попасть в это скрытое от посторонних глаз место, мать девочки попыталась ее спасти, но была зверски казнена Дементусом самолично. После этого Дементус взял девочку себе и начал возить ее как свою не то дочь, не то наложницу. Но Орда героя Хемсворта оказывается разгромлена после столкновения с бандой Несмертного Джо, после его Дементус действует хитрее: он восстанавливает свою мини-армию и захватывает Топливный город, после чего может диктовать условия Несмертному Джо, который, в то же время, хочет гарантий, поэтому забирает Фуриосу и органомеханика себе, а с Дементусом выстраивает мир, по которому Цитадель Несмертного Джо поставляет продукты в обмен на бензин из Топливного города и патроны из Свинцовой фермы.

-2

Фуриосу хотят поместить в гарем Несмертного Джо, но ей удается сбежать и замаскироваться под юного механика, который себя отлично проявляет во время одной из поездок в конвое, которым управляет Преторианец Джек. Тот быстро узнает секрет Фуриосы и решает взять ее к себе на попечение, после чего обучает ее всему, что сам знает. Однако у честолюбивого Дементуса оказываются свои планы, чтобы нарушить этот хрупкий мир и попытаться осуществить ранее задуманное, а для Фуриосы - время для осуществления своей мести.

-3

Первое, что можно сказать определенно - не ждите новой "Дороги ярости", "Фуриоса" - это другое кино. Здесь нет прямого сюжета, развивающегося линейно, как в предыдущей части. "Фуриоса" - это такая сага из 5 историй, которые показывали становление главной героини. Тут меньше погонь и больше попыток погружения в сам постапокалиптический мир, в том числе через раскрытие персонажей главного и второстепенного злодеев.

Плохо ли это? Нет, радует, что Миллер попытался пойти другим путем и рассказать историю немного под другим углом, хотя при этом тщательно воссоздал все те элементы, которые зритель помнит по "Дороге ярости": тут те же безбашенные "войны полураспада", способные ради Несмертного Джо пойти на любые "подвиги", то же пестрое окружение будущего злодея "Дороги ярости", мы снова увидим и Цитадель, и Землю тысячи матерей, при этом пополнив список новыми локациями вроде Топливного города.

-4

Даже уже не особо удивляет прием, когда заявленный главный герой здесь почти не произносит реплик и оказывается несколько вытеснен другим ярким персонажем. Но если в "Дороге ярости" Макс Рокатански разделил бремя главного героя с исполненной Шарлиз Терон Фуриосой, то в приквеле как раз самой Фуриосы прямо катастрофически мало или же она настолько малозаметная, что теряется на экране посреди происходящего. Не в плюс фильму играет не только появление взрослой героини в исполнении Аны Тейлор-Джой почти в середине фильма, но и достаточно блеклое исполнение титульной актрисы, которую с лихвой переигрывает Том Берк, исполнивший роль Преторианца Джека. Его герой - это определенная удача фильма: несмотря на еще меньшее экранное время, чем у "взрослой" Фуриосы, Берк отыгрывает по-настоящему крутого персонажа, напоминающего Макса Рокатански из первых частей. Даже обидно, что его персонажа достаточно быстро сливают, тем не менее, роль по-настоящему удачная.

-5

Отличился достаточно заметно и Крис Хемсворт: его фриковатый хипстер Дементус, разгуливающий с плюшевым медвежонком на поясе, по степени дурашливости напоминает "комедийного" Тора, но в то же время периодически вспоминает, в каком жанре находится, после чего превращается в опасного психопата вполне "джокерского" формата. Он оказывается достаточно хитрым и мстительным противником Несмертного Джо, и в принципе его образ достаточно яркий, хотя считаю, что в концовке и он был достаточно сильно слит. Тейлор-Джой достаточно безликая и почти все время молчит, ее сложновато ассоциировать с этой же героиней на фоне перфоманса Шарлиз Терон. Лейчи Халм также ничего не привнес в образ Несмертного Джо, который есть в разных сценах, но создает менее целостного персонажа, чем в "Дороге ярости".

Конечно, несмотря на более повествовательную часть и разбиение на разные истории, в фильме есть ряд достаточно удачных сцен, в том числе с погонями. А уж насыщенную адреналином экшн-сцену на Свинцовой ферме вообще могу назвать очень крутой и впечатляющей, которая сделает честь "Дороге ярости". В ленте достаточно много экшна и погонь, но из-за обильного хронометража почти в 2,5 часа кажется, будто фильм кое-где провисает, и это идет не на пользу картине.

-6

Разбиение сценария на 5 историй взросления главной героини вроде и должно показать ее постепенную эволюцию, подводя в итоге к событиям "Дороги ярости", но смотрятся они как-то разнородно, в результате чего целостной картины не складывается. При этом, несколько пострадала картинка: конечно, в "Дороге ярости" графики тоже было достаточно, но все же основу той ленты составляли натурные съемки. В "Фуриосе" же кажется, что Миллер начал злоупотреблять графоном, причем не самого лучшего качества. В фильме пытаются воссоздать "Цитадель", показать уже знакомых по "Дороге ярости" героев, даже появляется сам Макс Рокатански в небольшом камео, но сделано это не очень удачно: например, не появляется слепой гитарист, а появление самого Макса настолько эпизодичное и невнятное, что лучше бы его вообще не делали. Конечно, Миллер еще не потерял режиссерскую хватку и даже не впал в маразм, но его "Фуриоса" - это скорее шаг назад в сравнению с "Дорогой ярости".

У критиков фильм пользуется успехом: 90% положительных рецензий, премьера в Канны под овации зала, кажется, что ленте вполне по силам превзойти успех предыдущей части. Но похоже, что сарафанное радио сыграло не в плюс ленте: изначально при бюджете 168 миллионов долларов прогнозные сборы были в районе 45 миллионов, но в течение первого уикенда были скорректированы до 32 миллионов долларов, что для фильма с таким бюджетом это явный намек на провал. В мире пока результаты тоже не самые впечатляющие: фильм собрал около 33 миллионов, так что в прокате фильм скорее всего провалится. Студию уже обвинили, что в провале виноваты как неудачные трейлеры и не самая вменяемая маркетинговая кампания, так и появление заявленной Тейлор-Джой только в середине фильма. В любом случае пока прокат идет, ситуация еще может поменяться.

-7

По итогу скажу, что если не ждать новую "Дорогу ярости", фильм не будет разочарованием. Это новое погружение в уже знакомый постапокалиптический мир, где есть пусть и несколько разрозненные истории, тем не менее, старающиеся повторить экшн и масштабы "Дороги ярости", пусть и не всегда удачно. Конечно, некоторая халтура в фильме чувствуется: это злоупотребление графоном, почти полностью взятая из "Дороги ярости" музыка, не самая удачная экспозиция героини Аны Тейлор-Джой. Это похуже "Дороги ярости" и является необязательным приквелом, который можно и пропустить. Тем не менее, классные перфомансы Тома Берка и Криса Хемсворта, ряд боевых сцен, где лучшей будет стычка на Свинцовой ферме и увеличившийся масштаб происходящего с попыткой Джорджа Миллера не повторяться, а рассказать новую историю, - все эти положительные моменты все же перевешивают в сторону просмотра. Поставлю 6 из 10.

-8

Рекомендую к прочтению обзор на "Каскадеров" с Гослингом:

А также не проходите мимо обзора на новый фильм Гая Ричи:

------------------------------------------------------------------------------------

Если Вам понравился материал, прошу оставить комментарий или подписаться. Впереди еще много чего интересного.