Египетская коллекция в Музее истории университета ПГНИУ является удивительным путешествием в древний мир фараонов и тайн затерянных цивилизаций. Экспонаты этой коллекции не только рассказывают о жизни и культуре древних египтян, но и приоткрывают завесу тайн и загадок, влекущих нас в мистическое прошлое этой удивительной страны. Каждый предмет словно говорит свою уникальную историю, будоражащую воображение и оставляющую неизгладимый след в сердцах посетителей
Тема коллекционирования древнеегипетских памятников обзорно затрагивалась в работах, посвященных развитию египтологии в России в целом; а также в работах, посвященных крупнейшим отечественным египтологам ,однако внимание исследователей на сами коллекции практически не обращалось. Необходимо помнить, что специфика феномена коллекционирования постоянно менялась с момента возникновения данного вида деятельности. Так, в XIX в. коллекционирование становится заметным фактом культурной жизни страны, многие коллекции составляют основу для создания музеев, результаты коллекционирования начинают использоваться в учебных целях.
История появления древнеегипетской коллекции музея относится к 1916 г. - году открытия университета. Именно тогда здесь начал работу Музей древностей и искусств.
В 1918 г. университет приобрел коллекцию антиквара Аэрона Эльтермана, как впоследствии оказалось, предметы из некогда огромной домашней коллекции известного в царской России коллекционера И.К. Суручана. Вторая по значимости коллекция - из домашнего музея генерала А.А. Пальникова из Санкт-Петербурга, знакомого с египтологами В.С. Голенищевым и Б.А. Тураевым.
Большая часть коллекции Пальникова была приобретена им при посредничестве Тураева у некой госпожи Матвеевой, получившей коллекцию от своего брата-доктора, работавшего в Египте. Часть коллекции поступила к генералу от госпожи Руссовой и В.С. Голенищева. Вся коллекция египетских древностей (389 предметов) была собрана Пальниковым в период с 1895 по 1909 г.
После Октябрьского переворота домашний музей Пальникова отправился в Москву, в Музей изящных искусств. И уже оттуда, по распределению Наркомпроса, коллекцию направили в Пермский университет, в музей древностей и искусств.
Среди экспонатов выставки – магические амулеты и статуэтки ушебти (предметы погребального культа), изображения древних богов и богинь, фрагмент папируса «Книга мертвых» и другие редко демонстрируемые предметы.
Существует легенда, что мумии «выписал» из Египта некий купец, может быть, для домашнего музея, а может, просто в качестве диковины. Обе мумии находятся в антропоморфных (имеющих очертания человека) саркофагах, сделанных из ценного дерева – сикоморы. Одна из мумий покрыта трехчастным картонажем – пролевкашенным и оттиснутым по форме расписным холстом (левкас – грунт из мела, замешанный на животном или рыбьем клее). Очень тонкое лицо покрыто золотом и инкрустацией. Глаз (сохранился только правый) инкрустирован костью, зрачок выточен из обсидиана, брови и обводка глаз из кости, расписанной темно-синей и черной красками. Иногда, при определенном попадании света, глаз как бы светится.
У египтян существовали особые каноны изображения человека: для правильного возрождения в загробном мире нужно было отразить все части тела полностью – две руки, обязательно глаз. На стенах гробниц и саркофагах изображали благополучие и изобилие.
В загробном мире, по представлению древних египтян, люди сталкивались с испытаниями – их дела изучались на суде бога Осириса, а сердце взвешивали на весах богини истины Маат. И если человек совершал больше хороших дел, то оно было легче перышка.
Уникальную коллекцию редких и ценных экспонатов, насчитывающую на сегодняшний день более 500 предметов. Изучение коллекции позволит внести значимый вклад в исследование египетской культуры, а также развитие египтологии в России и мире.