Найти тему

"Вы, командир экипажа, коммунист?" Угон Як-40 в 1973 году

2 ноября 1973 года самолёт Як-40 выполнял внутренний пассажирский рейс из Москвы в Брянск. В 10:45 с 28 пассажирами и 3 членами экипажа на борту (командир - Иван Кашин, второй пилот - Станислав Талпекин, бортмеханик - Николай Никитин) самолёт вылетел из аэропорта Быково. Расчётная продолжительность полёта составляла 50 минут.

Як-40
Як-40

На Як-40 отдельного багажного отсека под полом нет. Пассажиры берут все вещи с собой, оставляют их в багажном отделении, которое не запирается, и проходят в основной салон. Примерно за 10 минут до приземления четверо пассажиров достали из багажного отделения ружья и обрезы. После чего преступники начали угрожать оружием пассажирам и попытались проникнуть в кабину пилотов. Угонщиками оказались молодые люди: Виктор Романов, Владимир Жалнин, Пётр Бондарев, Александр Никифоров. Они мечтали сбежать из СССР на запад.

Бортмеханик услышал шум в салоне. Он открыл дверь и сразу увидел перед собой ствол. Крикнув пилотам — «Нападение!» он ударил по стволу и попытался закрыть дверь. Но бандит просунул конец ствола в дверную щель и произвёл выстрел. КВС ногой нажал аварийную кнопку, подав сигнал бедствия диспетчеру.

Диспетчер: 607-й, у вас, нападение?
КВС: Да.
Диспетчер: Ваше решение?
КВС: Буду садиться в Брянске.
Диспетчер: Понял, посадка обеспечена.

Бандиты вытащили бортмеханика в салон. Он встал на ноги и схватил их за два ружья. Но в этот момент третий, Жалнин, выстрелил ему из обреза в живот. Пуля прошла навылет, но контейнер (часть снаряжённого охотничьего крупнокалиберного патрона, заменяющая пыж) остался в ране. Бортмеханику бросился помочь пассажир Владимир Гапоненко. Бандит снова выстрелил и попал тому в правое плечо. Пуля прошла по касательной и не причинила сильных повреждений.

В это время пилоты успели забарикадироваться в кабине. Захватчики заранее решили убить одного из пилотов, посчитав, что с одним легче справиться и договориться. Они открыли беспорядочный огонь через перегородку, целясь в командира. Выстрелами была повреждена рация и стала невозможной смена каналов.

Вход в кабину Як-40. Источник фото: https://ngs.ru/text/world/2022/08/28/71599586/
Вход в кабину Як-40. Источник фото: https://ngs.ru/text/world/2022/08/28/71599586/

Выполняя решение садится в Брянске, экипаж, пройдя Калугу, начал снижаться до высоты 400 метров. Но в этот момент угонщики сломали замок двери и проникли в кабину. После чего, угрожая расстрелом пассажиров, потребовали от экипажа возвращаться в Москву. Пилоты вынуждены были доложить диспетчеру об изменении маршрута.

В это время из Орла были подняты два истребителя, следовавшие за Як-40 с одной скоростью и ждавшие команды на уничтожение самолёта, чтобы не допустить его в Москву. Состоялись странные переговоры с землей:

Диспетчер: – Вы, командир экипажа, коммунист?
КВС: – Коммунист.
Диспетчер: – А второй пилот?
КВС: – Коммунист.
Диспетчер: – А бортмеханик?
КВС: – Он - тоже член партии.
Диспетчер: – Ага…

Позже командир Иван Кашин по этому поводу сообщил в интервью следующее: "Когда узнали, что все коммунисты, видимо, что-то где-то согласовали, и разрешили лететь во Внуково". В то время этот аэродром находился далеко за чертой Москвы. Несмотря на сложные погодные условия (туман) и минимальный остаток топлива, экипаж в 12:00 произвёл удачную посадку.

Угонщики Виктор Романов, Владимир Жалнин, Петр Бондарев и Александр Никифоров
Угонщики Виктор Романов, Владимир Жалнин, Петр Бондарев и Александр Никифоров

Вскоре во Внуково прибыли председатель КГБ Юрий Андропов и министр внутренних дел Николай Щёлоков, которые на месте приняли руководство операцией по освобождению заложников. В ходе переговоров, продолжавшихся до 17:20, с самолёта отпустили двух раненых - Никитина (бортмеханик) и Гапоненко (пассажир).

Преступники потребовали выкуп в $1,5 млн. Условия следующие: в обмен на дозаправку и половину выкупа они отпускают половину пассажиров. Затем самолёт должен вылететь в Ленинград, где после получения второй половины выкупа и очередной дозаправки угонщики планировали отпустить оставшихся пассажиров, а сами перелететь в Швецию.

Было решено захваченный самолёт из аэропорта не выпускать и предпринять штурм. Штурмовая группа была собрана из милиционеров-добровольцев. В её состав вошли: Михаил Ляхманов, Валентин Раков, Александр Мушкарин, Николай Капустин и Александр Попрядухин. Группу захвата возглавлял Попрядухин, уроженец Брянской области. С пожарного щита взяли багор и топор.

Группа захвата тайно прокралась к самолёту и затаилась под ним у передней стойки шасси. Через несколько часов ожидания преступникам было сообщено о готовности к передаче денег. Вместо денег использовали муляж. Узнав о передаче денег, а также услышав движение под самолётом, бандиты решили, что выкуп уже доставлен. Угонщик Никифоров открыл переднюю дверь и тут же старший лейтенант Раков заблокировал её багром в открытом положении.

Угонщик Жалнин стал стрелять в милиционеров, те открыли ответный огонь. Никифоров был тяжело ранен, выпал на лётное поле и позже умер в больнице. К самолёту подъехал бронетранспортёр, выпустивший по лайнеру очередь из пулемёта. В общей сложности самолёт получил около 90 пулевых попаданий. Группа захвата применила слезоточивый газ, но дымовая шашка застряла между сидениями, вызвав возгорание обивки.

Из-за задымления пассажиров охватила паника и они стали выбираться из самолёта. Увидев, что план по захвату самолёта провалился, бандит Романов застрелился. Угонщики Жалнин с Бондаревым сдались милиции. Причём последнему после того как он сложил оружие досталось от "благодарных" пассажиров. Во время беспорядочной стрельбы в ходе штурма были ранены два пассажира, но никто, кроме двоих угонщиков, не погиб.

После штурма
После штурма

За угон самолёта советский суд приговорил несовершеннолетнего (на момент преступления ему было 16 лет) Владимира Жалнина к 10 годам лишения свободы с отбыванием срока в колонии - максимальная мера наказания для несовершеннолетних в то время. В заключении он подвергался постоянным унижениям, а после освобождения умер. Пётр Бондарев, не без помощи родителей, был признан невменяемым и отправлен на лечение в психиатрическую больницу, где пробыл всего 6 месяцев. Умер в 2004 году в Москве.

За проявленное мужество милиционер Александр Попрядухин и командир самолёта Иван Кашин получили звания Героев Советского Союза. Борт был восстановлен и продолжил эксплуатироваться.

После этой попытки угона в СССР был ужесточён досмотр пассажиров на посадке в аэропортах. Угон самолёта выделен в отдельное преступление. Также были созданы специальные подразделения для борьбы с терроризмом.

Как бандиты поплатились за "успешный" угон советского самолёта

Расследования авиакатастроф в Телеграм

https://t.me/rumayda