Найти тему

Пошью костюм с отливом - и в Ялту: как могли потратить деньги "джентльмены удачи"

В большинстве советских детективных фильмов преступники охотились за деньгами. Но это сегодня ни у кого не возникнет вопроса о том, как их потратить, а во времена СССР перед "джентльменами удачи" открывалось не так много возможностей.

Кадр из фильма "Золотой теленок", 1968
Кадр из фильма "Золотой теленок", 1968

Остап Бендер, как известно, столкнулся с очень серьезной проблемой, когда "мечты идиота" сбылись, и у его появился целый миллион рублей - ему просто не на что было его потратить. Он не мог даже снять номер в гостинице, так как они все распределялись по брони среди важных для страны работников, а не сдавались за деньги (даже большие). В итоге, Бендер все спустил на драгоценности, с которыми попытался перейти границу СССР, но был ограблен румынскими пограничниками, вернулся на родину и решил "переквалифицироваться в управдомы". Он убедился, что зарабатывать большие деньги честными и нечестными способами в СССР бессмысленно.

Хеся Локшина и Эраст Гарин
Хеся Локшина и Эраст Гарин

В этом сюжетном повороте бессмертного произведения Ильфа и Петрова был определенный смысл, хотя и содержалось некое преувеличение. По воспоминаниям популярного советского артиста Евгения Весника, легендарный комик Эраст Гарин как-то заявил ему по поводу проблем с деньгами у Бендера: "Ерунда-а-а-а! Это слабость романа! Что значит не мог потратить миллион? Ерунда! Вы мне дайте миллион, я за неделю найду, куда его пристроить. Только чтобы Хеся не участвовала в операции!" (Хеся Локшина - многолетняя супруга и соратник Эраста Павловича).

Савелий Крамаров в фильме "Джентльмены удачи", 1971
Савелий Крамаров в фильме "Джентльмены удачи", 1971

Парадокс заключался в том, что Гарин действительно мог "пристроить" миллион, а Бендер не мог. Он относился к классическим "джентльменам удачи", прекрасно отображенным в картине Александра Серого с одноименным названием. Мы легко можем вспомнить этих персонажей - никто из них нигде не работает, не имеет официального дохода, а вероятней всего, и прописки. Следовательно, никто не может совершать какие-либо серьезные покупки.

-4

Это сегодня любой человек при наличии денег может купить себе (или снять) квартиру хоть в три этажа, загородный особняк, недвижимость за рубежом, иномарки, самолет, яхту и 45 девушек легкого поведения. В СССР ничего из этого (кроме, может быть, девушек) не было доступно. Ты мог приобрести кооперативную квартиру метров в 45-60, но для этого нужно было иметь официальную работу, прописку в городе, где приобретается квартира, и официально нуждаться в улучшении жилищных условий, то есть доказать, что сейчас твоя семья проживает на площади менее 9 кв. м. на человека (даже для покупки квартиры на свои деньги, а не получения ее от государства бесплатно!) Причем все это было не быстро и очень не просто - порой требовалось ждать годами и кооперативного жилья. Естественно, одной семье (или одному человеку) разрешалось иметь только одну квартиру.

Дача Владимира Высоцкого на участке Эдуарда Володарского
Дача Владимира Высоцкого на участке Эдуарда Володарского

Само собой, ни Косой, ни Доцент, ни Хмырь, ни Василий Алибабаевич не могли надеяться на покупку квартиры (разве что по поддельному паспорту). Покупка дачи тоже была процессом нелегким. К примеру, Владимира Высоцкого и Марину Влади турнули из всех ДНТ в ближайшем Подмосковье, где они пытались приобрести завалящую дачку с газом, им пришлось строиться на участке сценариста Эдуарда Володарского. Конечно, можно было купить дом в какой-нибудь дальней деревне (там они часто стоили копейки), но вряд ли "джентльменам удачи" хотелось торчать в глуши, зимой ходить в деревянный нужник на улицу и растить морковку на грядках. А на бесплатных шести сотках разрешалось возводить только легкие летние домишки площадью не более 36 квадратов без отопления и с обязательным огородом.

Андрей Миронов в своем автомобиле "Волга" ГАЗ-21
Андрей Миронов в своем автомобиле "Волга" ГАЗ-21

Покупка автомобиля была более реальным вариантом. Да, на новенькие "Жигули" или "Москвичи" надо было записываться, но с рук активно продавались подержанные (а порой и совсем новые) автомобили. К примеру, жители кавказских республик в московском Южном порту, где находился магазин "Автомобили", часто покупали "Волги" за двойную цену (25 тысяч вместо 12). Но и этот вариант для "джентльменов удачи" не подходил – нередко все они были в бегах и на нелегальном положении, но даже если и на легальном, то объяснить наличие таких огромных денег уголовники не могли, и такая покупка сразу бы вызвала интерес со стороны милиции.

Петр Щербаков в деле "До третьего выстрела" сериала "Следствие ведут ЗнаТоКи", 1978
Петр Щербаков в деле "До третьего выстрела" сериала "Следствие ведут ЗнаТоКи", 1978

Что же им оставалось? Рестораны, малины, курорты и карточные игры. Вот там действительно спускались целые состояния и достаточно быстро. Как говорил налетчик Бондарь (Петр Щербаков) в деле "До третьего выстрела" сериала "Следствие ведут ЗнаТоКи": "В идеале надо работать полчаса в году. Остальное время путешествовать… на просторах родины чудесной". Так что Косой действительно мог пошить себе "костюмчик с отливом" и выйти на набережную Ялты. Но и здесь он, как и другие "джентльмены удачи", рисковал попасть в разработку местных оперативников, которые на курортах тщательно отсматривали подозрительно сорящих деньгами граждан. Среди осведомителей МВД и КГБ были и администраторы гостиниц, и официанты ресторанов. Так поймали многих "джентльменов удачи", выбравших "шорох купюр".

Шурик в шоке - 650 рублей за старинный абажур в комиссионном магазине. Леонид Каневский в деле "Подпасок с огурцом" сериала "Следствие ведут ЗнаТоКи", 1979
Шурик в шоке - 650 рублей за старинный абажур в комиссионном магазине. Леонид Каневский в деле "Подпасок с огурцом" сериала "Следствие ведут ЗнаТоКи", 1979

А вот имевший официальную работу и какое-то положение в обществе человек действительно имел возможность тратить большие деньги. К примеру, купить кооперативную квартиру в Москве, дачу под Москвой, "избушку" в Гаграх, автомобили, оформленные на себя, брата, сестру, сына, дочь, маму с папой. Он мог скупать картины, бриллианты, импортную технику (в начале 1980-х за видеомагнитофон с импортным телевизором всерьез отдавали дачу в Малаховке). Поэтому работающие расхитители социалистической собственности представляли куда большую опасность для страны, чем "джентльмены удачи". Не случайно за кражи личного имущества давали до 10 лет, а за воровство государственного – вплоть до расстрела. Жулики с положением могли употребить и целый миллион рублей (во времена, когда средняя зарплата равнялась 120 целковым), и даже больше. Конечно, не за неделю, как обещал Гарин, но за относительно небольшой срок.

Один из официальных советских миллионеров Юлиан Семенов с одним из самых высокооплачиваемых артистов СССР Вячеславом Тихоновым
Один из официальных советских миллионеров Юлиан Семенов с одним из самых высокооплачиваемых артистов СССР Вячеславом Тихоновым

К слову, в СССР были официальные миллионеры. В первую очередь, писатели-классики, получавшие гонорары за мало кому интересные романы, издававшиеся миллионными тиражами, а также за экранизации их книг. Огромные деньги стекались к композиторам, особенно песенникам, ведь им полагались авторские даже с каждого исполнения их песен на сцене какого-нибудь провинциального кабака. Неплохо обеспечивали сценаристов.

Николай Парфенов
Николай Парфенов

Артистам, конечно, платили намного меньше. Но при наличии квартиры, дачи и машины, они свои гонорары часто откладывали на книжку, с каждым годом ощущая себя все более богатыми людьми. В 1991 году все они разом стали нищими, как и миллионы других советских граждан, копивших деньги по той простой причине, что их не на что было потратить. Более 40 лет откладывал деньги прекрасный актер Николай Парфенов, отличавшийся аскетическим образом жизни. Все надеялся, что встретит обеспеченную старость. Свыше 150 тысяч рублей находились на сберкнижках знаменитого клоуна Олега Попова, который от обиды на обокравшее его государство уехал из СССР в Германию. Огромные деньги потерял и драматург Виктор Мережко.

Виктор Мережко с женой Тамарой и матерью Александрой Ефимовной
Виктор Мережко с женой Тамарой и матерью Александрой Ефимовной

Впрочем, в интервью он честно признавался, что просто не знал, на что ему их тратить, так как классический набор из машины-квартиры-дачи у него уже был, а на кабаки и так хватало. Он тоже столкнулся с проблемой Бендера. Причем вложиться в бриллианты для сбережения капитала не догадался. Впрочем, и бриллианты в СССР были очень большим дефицитом.